"Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Однако сегодня совсем немногие считают процесс обучения чем-то увлекательным и захватывающим и, к сожалению, такая антипатия проявляется уже в раннем возрасте ребенка. Что нужно предпринимать педагогам, чтобы преодолеть унылость учебного процесса? Как уже с детского сада помочь детям вырасти мыслящими личностями? Многие педагоги убедились на своем опыте, что система ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - является эффективным помощником в достижении этих целей. В чем ее суть? Как на практике можно задействовать эту методику в детском саду?
Основная концепция методики:
Изначально Генрих Альтшуллер разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику. Технология ТРИЗ помогает нам в развитии воображения у детей, в развитии логического мышления, в развитии умения ставить, и решать проблему. Есть много методов у данной технологии - это и метод фокальных объектов, метод морфологической таблицы и работа над развитием словотворчества, метод маленьких человечков.Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.
Отличие от стандартных подходов в обучении:
Классическая педагогика предполагает, что ребенок просто копирует или имитирует действия учителя. Согласно развивающей педагогике, малыш имеет большую свободу мыслить самостоятельно, но все же ключевое решение находится в руках преподавателя. Иллюстрируем эти подходы на примере. Предположим, что в детском саду у всех детей одинаковые чашки. Как же запомнить свою? Классический подход: воспитатель дает каждому по индивидуальной наклейке, клеит на свою чашку и просит детей повторить это действие. ТРИЗ в детском саду будет выглядит так: побудить ребенка самому придумать и найти отличия на своей чашке. Это требует больше времени? Возможно. Однако фантазия ребенка может поразить своей оригинальностью и необъяснимостью, и это будет его личным осмысленным решением.
Практическое применение в детском саду:
Чтобы успешно применять ТРИЗ в детском саду, педагогу важно самому хорошо разбираться в таких понятиях как принцип противоречий, использование всех ресурсов, идеальный конечный результат и так далее. Однако не стоит детям дошкольного возраста расписывать технический арсенал ТРИЗа — пусть лучше будет побольше практики.
Например, у ребенка сломалась игрушка. Используя принцип противоречий, можно уточнить, хорошо это или плохо. Скорее всего, что ответ будет «плохо». Тогда вступает в силу использование всех интеллектуальных ресурсов: а как ее можно сейчас использовать? Как подставку? Или это супер машинка, которая может ездить на трех колесах? В игру привлекаются все дети, и возникает другой вариант той же самой игры:
Ведущий задает пару строго повторяющихся вопросов: « Это хорошо потому, что …?», а после ответа новый вопрос: « Это плохо потому, что…?» и т.д.
Исходная ситуация: «Промочил ноги»
· Промочить ноги – это ПЛОХО потому, что…?
Можно заболеть
· Заболеть – это ХОРОШО(!) потому, что…?
Не надо ходить в школу, (детский сад)
· Не ходить в школу – это ПЛОХО потому, что …?
Скучно сидеть дома.
· Сидеть дома – это ХОРОШО потому, что …?
Научишься играть самостоятельно
· Научишься играть самостоятельно – ПЛОХО потому, что…?
Отвыкаешь от детей.
· Отвыкать от детей – ХОРОШО, потому, что…?
Когда меня увезут в деревню, я не буду скучать. И т.д.
Можно начать разговор и с обратного вопроса.
· Промочить ноги – это ХОРОШО потому, что..?
Узнаешь, что текут ботинки.
· Узнать, что текут ботинки – это ПЛОХО потому, что..?
Надо покупать новые.
· Покупать новые ботинки – это ХОРОШО потому, что …?
В новых ботинках можно безбоязненно ходить по лужам.
· Ходить по лужам – ПЛОХО потому, что..?
Будет ругать мама.
· Когда ругает мама – это ХОРОШО потому, что…?
Она меня чему- то учить…
Ведущему надо безошибочно чередовать вопросы «ХОРОШО» и «ПЛОХО». Не судите строго ответы детей. Им трудно, их все слушают, а времени на обдумывание нет.
Такие игры учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
Еще один пример: Горячая вода – это плохо потому, что..?
Противоречие: моем посуду – обжигаем руки.
Разрешить: добавить холодной воды, добавить моющее средство…
Противоречия встречаются в пословицах:
«Тише едешь – дальше будешь»
«Утро вечера мудренее»
«Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня»
«Что с воза упало, то пропало»
«Баба с воза – кобыле легче» и др.
Тесная связь желаемого и не желаемого отмечалась еще в древности «Нет худа без добра».
Варианты игры:
1.Использовать на занятии по ознакомлению с природой:
- В лесу растет много деревьев. Это хорошо или плохо.
- Идет снег весной. Это хорошо или плохо.
- Птицы улетают на юг. Это хорошо или плохо?
В беседе о транспорте:
- На чем люди ездят?
- Ездить на автобусе – это хорошо или плохо?
- Когда много пассажиров – это хорошо или плохо?
На занятии по ознакомлению с художественной литературой:
- Трудно жилось Хаврошечке – это хорошо или плохо?
Заучивание стихотворения «Посидим в тишине» - сидеть в тишине – это хорошо или плохо? Шуметь хорошо?
Чтение «Неизвестный герой» - когда огонь хорошо, а когда плохо? Костер в лесу – когда хорошо, а когда плохо?
2.Игра «Цепочка» - хорошо, что похудела, но это плохо…?
Плохо, что идет снег, но это хорошо…?
3. «Одному хорошо, а другому плохо»
Отобрал мяч. Мне хорошо, а другому плохо. Сделай так, чтобы обеим было хорошо.
Вода. Для кого она хорошо, а для кого она плохо.
4. «В одно время хорошо, а в другое плохо»
Утром звенит будильник – хорошо, а ночью плохо.
Спускаемся по лестнице. Когда хорошо, а когда плохо?
5. Переход количества в качество:
· Сколько надо съесть конфет, чтобы было хорошо?(1-2)
А килограмм?
Болит голова. Выпили одну таблетку – хорошо, а много – плохо.
В игре закладываются основы изобретательства.
- Что можно сделать, чтобы игрушка была лучше?
- Сегодня вы будите волшебниками. Придумайте карандаш, который бы никогда не ломался. Цель игры: « наживить» идею противоречий, воспитывать неабстрактное мышление.
6.Приемы, используемые на занятии по ИЗО, в свободное время:
· Назови или нарисуй дерево, которое давало бы пищу, мебель.
· Изобрази на пляже много людей, не изображая их.
· Дорисуй предмет до целого.
· Сосулька – как ее достать.
· Придумай те устройство, на котором можно было бы доехать до волшебной страны.
· Придумайте существо, которое ни кто никогда не видел.
· Город будущего.
· Изобразите полянку, на которой отдыхали бы люди, не изображая самих людей.
· Представьте, что вас унес ветер, а куда, ни кто не знает. Нарисуй куда.
Система ТРИЗА – видеть не сиюминутно, а видеть в прошлом, настоящем и будущем. Ребенка надо озадачивать.
Старое дерево.
Почему кора старая? (птицы клевали, ветер хлестал.)
Какие ветви? (кривые, могут быть обломаны…)
А корни? (Растет, растет, и корни вышли наружу…)
Солнце и яйцо.
Солнце нагрело яйцо, вылупился цыпленок. Лежит он на песке, смотрит, удивляется. Поэтому глаза большие, хочет пить – нарисовали клюв, хочет бегать – нарисовали ножки…Ребенка надо озадачивать.
Приемы ТРИЗа в детском саду не требуют специально отведенного времени - это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя. Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого "доска кончается, сейчас я упаду", то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится. Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую досточку и так далее. Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности. ТРИЗ-технологии в детском саду могут доставить удовольствие и самому педагогу. Итак, если вы уже воодушевились и жаждете так поразмышлять со своими подопечными, то внимательно послушайте следующие советы.
Умелое использование ТРИЗ в детском саду:
- Боритесь с желанием читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию. Если ребенок не понял, чего вы от него хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время или вовсе к нему не возвращаться.
- Не давите на ребенка такими словами как "давай скорее", "думай сам", "это неправильно". ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, ребенок учится мыслить постепенно, и задача педагога — помочь, а не заставить.
- Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной. Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи. Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет. Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации.
Имея уже основное представление, что такое методика ТРИЗ в детском саду, и помня эти советы, можно смело разобрать некоторые игры. Они не только понравятся детям, но и облекут всю теорию в действительность.
Игра « Кто-кто в теремочке живет?»
Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения. Понадобятся: красочные изображения разных предметов, например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее. Вы можете сами сделать эти заготовки или смастерить их вместе с детьми. Для теремка идеально подойдет большая коробка или шкаф - фантазия детей подскажет им все остальное. Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей. Ход игры: каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос: - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я - ... (называет себя, например, цветок). А ты кто? - А я - ... (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок? - Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты. Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость. Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.
"Маша-Растеряша"
Цель: тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы. Перед игрой важно включить элементы ТРИЗ. В детском саду это сделать нетрудно, так как вниманию ребенка предлагается огромное количество разнообразных предметов. Можно спросить, указывая на объект: "Для чего эта чашка? Для чего дверь? Для чего эта подушка?" Вступление: рассказать детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и забывают (не забыть сделать воспитательный вывод). А затем спросить: кто хочет помочь Машам-растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию. Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит: - Ой! - Что случилось? - Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ложку). Чем же я теперь буду суп есть (или назвать любое другое действие)? Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить юшку, а потом вилкой съесть все остальное и т. д.
2. Развитие игры происходит, так же как и в первом, но роль Маши-Растеряши исполняют разные дети, а не только ведущий. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников игры.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Для воспитателя ТРИЗ – это инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Упражнения на понимание и развитие системного мышления у детей:
На столе раскладывают несколько предметов (картинок) и ребенку предлагают из них составить полезные системы. Например: книга, карандаш, очки, бумага, свеча, резинка. Полезные системы: книга + свечка+ очки (можно читать в темноте), карандаш + бумага +резинка (удобно рисовать). Винт – отвертка. Очки – очечник. Замок – ключ. Мыло – мыльница. Ружье – патрон – чехол – шомпол. Сабля – ножны.
Вопросы на понимание системного эффекта:
· Составьте полезные системы из следующих предметов: стол, иголка, книга, резинка, стакан, стул, нитка, очки, носки, полка…
· Зачем птицы, рыбы, насекомые объединяются в стаи? Ради какого системного эффекта? (разделение функций – одни охраняют, другие едят или ухаживают за молодняком, легче отбиваться от врагов, легче решать проблемы размножения…)
· Зачем растения объединяются в лес? (Защита от ветров, опыление, воспроизведение субстрата…)
· Зачем люди живут деревнями, строят города?
· Зачем детей в школе объединяют в классы?
· Почему пингвины в лютые морозы с сильным ветром стоят плотно друг к другу, непрерывно двигаются и трутся друг о друга?
· Ради какого системного эффекта созданы системы: диван – кровать, кресло – кровать, железобетон?
· Какие преимущества дает насекомым общественный образ жизни? Например: для муравьев, муравьиная куча – это защита потомства, хранение пищи, микроклимат зимой, защита матки и повышение ее плодовитости.
Упражнение «Назови Целое по его Частям»:
Вариант 1:Называю несколько ПС, прошу ребенка догадаться, к каким системам они могут принадлежать.
Даны ПС: деревья, кусты, трава, ягоды, грибы. (С: лес, парк, тайга, бор, джунгли).
Даны ПС: Вода, рыбы, водоросли…(С: река, озеро, море, океан, лиман, пруд)
Даны ПС: обложка, корешок, страницы..(С: книга или фотоальбом)
Вариант 2: Называют несколько ПС, а дети называют системы. Число ПС сокращают. Что будет с числом систем?
Даны ПС: Голова, руки, глаза, туловище, хвост (С: обезьяна)
Даны ПС: Голова, руки, глаза, туловище. (С: обезьяна, человек, кукла, робот, портрет)
Даны ПС: Голова, глаза, туловище (С: все животные кроме простейших)
Даны ПС: Ствол, лист, корень (С: дерево)
Даны ПС: Ствол (С: деревья, кустарники, огнестрельное оружие, шахта).
Вариант 3: Теперь по нарастанию числа ПС:
- У каких систем есть труба? (дом, корабль, паровоз, кочегарка, трубач, автомобиль….)
-У каких систем есть труба и колеса? (Автомобиль, паровоз, колесный пароход)
- Труба, колеса и якорь? (остался колесный пароход)
Обратите внимание детей на тот факт, что чем больше называется ПС, тем труднее назвать систему.
- У кого есть иголки? (ель, сосна, кедр, роза, акация, еж, дикобраз, кактус, ерш, крыжовник, облепиха…)
- У кого есть иголки и жабры? (Ёрш…)
- Подошва? (Сапоги, ботинки, туфли, галоши, гора, оползень…)
- Подошва и снег? (Высокая гора)
Упражнения на развитие функционального мышления у детей:
Упражнение «Находчивость» или « На необитаемом острове»
Детям говорят: «Представьте себе, что вы попали на необитаемый остров и у вас нет предмета, который вам нужен, но вы знаете, что одно и то же дело можно выполнить разными способами»
· Придумай, чем можно забить гвоздь, кроме молотка?
Задания:
- В чем или на чем можно плавать по озеру, если обычных плавательных средств нет?
- Очень хочется рисовать, а красок, кисточки, карандаша – чем обычно рисуют – нет. Дайте десять ответов на вопрос: - Чем и на чем можно рисовать?
- В чем можно принести ягоды из леса, если нет корзинки?
- На улице сильный мороз. Ты отдал сестренке свои рукавицы. Как быть?
- В лесу вас застал сильный дождь. Как быть?
Методы ТРИЗ эффективны в детском саду. Игры, конечно, могут быть самыми разнообразными, для педагога здесь полная свобода фантазии. Игра для развития ребенка дошкольника имеет колоссальное значение, ведь именно в ней ребенок имитирует окружающие его социальные роли, поэтому следует постараться, чтобы научиться сочетать с игрой ТРИЗ-технологии.
Влияние методики на тип мировоззрения ребенка:
В дошкольном возрасте у ребенка еще нет сформированного мировоззрения. Поэтому на этом этапе роль ТРИЗ в детском саду заключается в развитии аналитического и сравнительного мышления, умении найти возможные решения и выбрать оптимальные. Однако в дальнейшем такой мыслительный тренинг сформирует не просто думающую личность, а того, кто способен развиваться всегда. Это не узколобый закомплексованный человек, который сдается и теряется перед трудностями. Нет, это такое мышление, которое осознает прошлые неправильные выводы и гипотезы, но продолжает уверенно двигаться дальше. Именно эти качества так ценятся в современном обществе. Целеустремленный человек если и увидит перед собой глухой угол, то, проанализировав, поймет, что он, возможно, сделан из пластилина или бумаги, и преодолеет его, затратив дополнительные силы. Выбор за каждым Конечно, каждый родитель или педагог сам будет решать, как ему заниматься с детьми. Однако всегда полезно поразмышлять: каким я хочу видеть своего ребенка или вверенных мне подопечных? Если все устремления и усилия направить лишь на то, чтобы удовлетворить физические потребности и дать минимальный багаж знаний, то вырастет ли тогда мыслящая и разносторонняя личность? В наш век суеты и напряженного темпа порой непросто осваивать что-то новое, но результат того стоит! В любом случае, подъем на гору начинается с первого шага. И кто знает, какие скрытые возможности и огромный потенциал можно открыть в себе, используя ТРИЗ? Главное - не бояться рушить стереотипы преподавания и искать новые подходы. Конечно, совершенным преподавателем не стать никому, а вот стремиться к этой цели можно постоянно!
Технология ТРИЗ помогает решить проблему знакомства детей с явлениями в неживой природе, помогает разобраться детям, что происходит в мире неживой природы: почему камень - твердый, а вода - жидкая, почему снег в тепле тает, а вода при нагревании превращается в пар. Есть в технологии ТРИЗ еще один метод - это метод МОДЕЛИРОВАНИЯ МАЛЕНЬКИМ ЧЕЛОВЕЧКАМИ. Маленькие человечки, в понимании нас взрослых - это молекулы (вы, конечно, все помните это из курса школьной химии). Помня о том, что все вокруг состоит из молекул - мельчайших частиц, которые определенным образом связаны между собой, легко объяснить детям агрегатные состояния веществ и явления в неживой природе.
Используя метод моделирования маленькими человечками (ММЧ), можно объяснить детям, почему вещества бывают твердыми, жидкими, газообразными; учить детей опытным путем определять агрегатное состояние окружающих веществ;учить детей моделировать объекты неживой природы;
Пример:
1. Постановка проблемы - можете ли вы изобразить бутылку лимонада, не ПОЛЬЗУЯСЬ при этом карандашом или красками?
2. Рассказ воспитателя о маленьких человечках, живущих вокруг нас
Все существующеевокруг нас - и камни, и дерево, и лужа, и игрушки, и мы с вами состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть только в электронный микроскоп. Этих частиц столько много, что соединяясь между собой, они и превращаются, например в камень. Частицы эти очень разные и они по- разному дружат между собой.
Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками, - очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить. Как мы с вами, когда играем в
" Мышеловку". Этих человечков называют - крепкие, твердые, и именно они, живут в камнях, дереве, горах. Я покажу вам их фотографию
Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь! Это твердые человечки и они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете!
Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом и только прикасаются локтями, пройти через них можно легко. Такие человечки живут в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар!
Я покажу вам их фотографию тоже
Ну, а третьи человечки - вообще хулиганы! Они двигаются, как хотят и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными. Трудное слово, но мы с вами уже большие и должны узнавать новые слова!
Я покажу вам и их фотографию:
Вот такую историю про маленьких человечков я вам рассказала, а теперь давайте сами узнаем, где какие человечки живут.
3. Задание - эксперимент " Где какие маленькие человечки живут?"
А. Детям предлагается по очереди попробовать проткнуть деревянной палочкой деревянный брусок, камень, кусочек пластмассы. В результате опыта дети выясняют, что это сделать невозможно! Значит во всех этих веществах живут дружные человечки! Эти вещества - твердые!
Б. Детям предлагается по очереди проткнуть деревянной палочкой воду в стаканчике, молоко в стаканчике. В результате опыта дети выясняют, что палочка достаточно легко проходит через воду и молоко. Значит здесь живут не очень дружные человечки! Но все- таки они рядом, иначе бы мы не увидели не воду, не молоко! Во всех этих веществах живут жидкие человечки, и такие вещества называются - жидкими.
В. Ребята, а как же нам найти третьих человечков? Где нам взять, например, дым или воздух? (ответы детей, возможно, они скажут, что воздух вокруг нас) Я предлагаю вам поймать воздух! Возьмите пакет. Он пустой? А сейчас, возьмите пакет за верхние уголки и попробуйте его закручивать. Ой, а что же это у нас в пакете появилось? (пакет надувается, как шарик). Да ребята, это мы с вами поймали воздух! Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки!
4. Подвижная игра " Игры маленьких человечков"
Дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель говорит: камень - дети берутся за руки, сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями, воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.
5. Дидактическое упражнение " Узнай вещество"
Воспитатель показывает детям модели различных маленьких человечков - задача детей - узнать о каком веществе идет речь.
Вы можете придумать своих человечков. Надеюсь, идея понятна.
6. Дидактическое упражнение " " Покажи бутылку лимонада"
Я думаю, что теперь мы сможем с вами показать бутылку лимонада, когда узнали про маленьких человечков.
Бутылка сделана из чего? (из пластмассы) Пластмасса - твердое вещество, поэтому часть детей возьмутся за руки и изобразят бутылку. А лимонад - какое вещество? (жидкое). Другие дети будут изображать лимонад - встанут рядом друг с другом, касаясь локтями. А что еще есть в лимонаде, это особенно видно, когда мы открываем бутылку? (пузырьки) Да, в лимонад для шипучести добавляют углекислый газ. Давайте выберем, кто же будет показывать пузырьки?
Дети, с помощью воспитателя изображают бутылку с лимонадом.
Я вас хвалю за внимание и надеюсь, что сегодня вы узнали много нового из жизни неживой природы.
Уважаемые коллеги! Не бойтесь и попробуйте провести такое занятие с детьми! Уверяю вас - это интересно!
Упражнения:
-Сосулька капает-
- Ветер –
- Пар над рекой –
- Аквариум-
- Аквариум с рыбками –
- Лед –
- Яблоко –
К концу старшей, в подготовительной группе можно познакомить детей с кубиком, где будет три знака:
+ Зеленый – взаимодействие
- Красный – отталкивание
Круг – желтый – бездействие.
Кубик твердый. Что делает? Бездействует.
Кубик упал? Отталкивание и взаимодействие с полом.
(Твердый – бездействие – отталкивание - взаимодействие с полом – твердый)
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет (Газообразный – жидкий – взаимодействие - твердый – взаимодействие)
Уронила в речку мячик (Отталкивание – жидкий – твердый)
Зайку бросила хозяйка, под дождем остался зайка (Твердый – отталкивание – хозяйка – жидкий – бездействие - твердый)
Можно использовать как физ. минутку (называть предметы, состояния, вещества, а дети показывают, какие человечки в них живут)
Игра «Где живет Капитошка?» (Речка, облака, капелька на росинке – это Капитошка). Во льду – твердый, в облаках – газообразный, в речке – жидкий.
Соединение маленьких человечков и ИЗО. Капали, капали на бумагу, растирали…Что получилось? Придумай сказку.