ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технология

ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технология

Общая теория сильного мышления (ОТСМ), теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), развитие творческого воображения (РТВ).

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Технология ТРИЗ – педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности.

Одна из самых важных задач образования на современном этапе – воспитание личности нового типа – творчески активной, свободно мыслящей, мобильной, т.е. способной адаптироваться в условиях быстро меняющихся обстоятельств жизни. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.

Основные задачи:

  • развитие управляемого творческого воображения;
  • формирование навыков творческого стиля мышления;
  • систематичности;
  • диалектичности (способности к движению, к саморазвитию)
  • не шаблонности;
  • смелости решения;
  • творческой интуиции;
  • развития речи.

В технологии имеют место как индивидуальные, так и коллективные приёмы. К коллективным относятся:

  • эвристическая игра,
  • мозговой штурм,
  • коллективный поиск.

Особенностью технологии является – системное рассмотрение темы с разных точек зрения в проблемном диалоге, систематизация имеющихся знаний. Большое внимание уделяется использованию схем, таблиц, условных обозначений, игровых технологий, инсценирование и моделирование ситуаций, выполнение практических работ – всё это делает занятия увлекательными и разнообразными.

Элементы ТРИЗ технологии осуществляется в образовательном процессе в составе игровых, исследовательских технологий и технологий проектирования. Самостоятельное использование в работе с детьми технологии ТРИЗ требует курсовой подготовки.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.

свернуть

Применение технологии ТРИЗ в коммуникативном развитии дошкольников

Девиз программы

Если ребёнок не задаёт вопроса, то педагог

задаёт его сам: «Что было бы, если…»

 

  1. О программе ТРИЗ

Сначала это была технология, которая потом стала программой.

Основателем теории решения изобретательских задач является Генрих Саулович Альтшуллер. Задавшись вопросом, чем отличается талантливое мышление от обычного , в 1945г. он приступил к разработке научной технологии творчества. Главная идея состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не как попало, а по определённым законам.

В детский сад ТРИЗ пришёл в 1987 г. при случайных обстоятельствах. Участники очередного семинара для инженерно- технических работников попросили показать им занятие с детьми в школе. Но по ошибке их привезли в детский сад, в подготовительную группу. Это недоразумение позволило тризовцам открыть для себя мир дошкольного возраста и решило одну из главных проблем, когда, с какого возраста можно приобщить ребёнка к решению изобретательских задач.

В настоящее время приёмы и методы технического ТРИЗа с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

 

  1. Элементы ТРИЗ и моделирование в обучении детей рассказыванию

 

  1. «Салат из сказок»

Первые признаки «Салата из сказок» можно заметить в детских рисунках, где фантастически уживаются персонажи из всех детских сказок. Предложите детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою – новую сказку. Приключения героев переплетаются и получается новая сказка.

В качестве наглядного материала можно использовать иллюстрации из книг, рисунки героев сказок (готовые) рисунки детей. Располагать их удобно на наборном полотне или фланелеграфе.

Можно предложить ребятам нарисовать рисунок, изобразив выбранных героев, добавить по желанию каждый своего любимого героя, а потом по рисунку рассказать товарищам свою сказку.

  1. «Разновидность фантастического бинома»

Игра состоит в том, что детям даются слова, на основе которых они должны придумать какую- нибудь историю. Например, несколько (5-6) слов из одной сказки плюс шестое слово, постороннее этой сказке.

  1. «Сказка - наизнанку»

Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «Наоборот»

Ход игры: Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер у героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Предложить подумать и рассказать, как изменяться герои, их характер, поступки, каким станет сюжет сказки.

  1. «Перевирание сказок»

Когда сказка детям начинает надоедать, тогда её можно превратить как бы в пародию – появляется другой угол зрения, на сказку можно посмотреть другими глазами, то есть увидеть то, что нет в реальной сказке.

Например, жила- была девочка, звали её Жёлтая шапочка…

Дети: «Не жёлтая, а Красная!»

Взрослый: «Ай, до Красная! Так позвал её папа и сказал…»

Дети: «Да нет же, не папа, а мама!»

Взрослый: «Правильно, позвала её мама и говорит, сходи- ка к тёте..:» и так далее.

1 вариант: после того как вас исправили, продолжать рассказывать немного текста реальной сказки, а потом снова менять её, но линию настоящей сказки ведёте до конца.

2 вариант: изменяя сказку в самом начале, ведёте её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.

 

  1. «Сказка в заданном ключе»

Используя как бы разные ключи, открываем для детей сказку в другом времени, месте действия.

Например: жили старик со старухой у синего моря в наши дни. Что будет просить старуха? Красная Шапочка живёт сейчас… Это мы поменяли время.

Можно поменять место действия: колобок живёт на 10 этаже с лифтом, теремок стоит на высокой- высокой горе или в море,  козлята живут на острове, а вокруг глубокое море.

Можно детям проиллюстрировать сказку: каждый самый интересный момент на его взгляд нарисовать и получится иллюстрированная книга.

 

  1. «Что было потом?»

В конце сказки, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать: «А что было потом?»

 

  1. «Фантастический анализ»

Если рассматривать любой сказочный персонаж, можно увидеть, что признаки у него в разных сказках в основном одинаковые: у Бабы Яги это всегда метла, ступа, чёрный кот и т.д. Детям можно сказать, что каждый персонаж имеет свои орудия волшебства, без которых их  трудно себе представить. А если взять и отнять у сказочного персонажа какой- нибудь атрибут?

Например, у Деда Мороза: борода, посох, мешок с подарками, шуба, валенки и т.д.

Варианта придуманные детьми:

- Дед Мороз без шубы, это в Африке. Африканские дети встречают Новый Год, к ним пришёл Дед Мороз (а как он называется в Африке?) принёс подарки и среди них мороженное. Как донести и сохранить, ведь мороженного надо много, на всех детей. (решение проблемы).

Дед Мороз, потерявший посох – что будет выполнять функции посоха? Волшебная палочка (младшие дети), компьютер. Дед Мороз сделает посох из дерева, дунет на него, он покроется инеем и станет волшебным. Потерявшийся посох найдут дети и будут творить чудеса вместо Деда Мороза. Детям захочется иметь каждому свой посох, они разделять его на много маленьких «посошков», получаться волшебные палочки. Когда дети наиграются, праздник закончиться, они подадут «посошки» Деду Морозу, а он снова сделает из них себе посох, а может оставить их детям – пусть у них всегда будет праздник.

В этой игре можно также предложить детям зарисовать все изменения, каждый свой вариант, потом рассказать по картинке товарищам. Собрав рисунки все вместе, можно выпустить «книжку» в которой будут новые сказки, придуманные детьми.

 

  1. «Разные сказки»

Цель. Учить детей придумывать различные ситуации, используя наглядную модель.

  1. «Сочиняем сказку»

Цель. Учить детей придумывать различные ситуации с помощью заместителей предметов.

Материал. Разноцветные кружки (по три кружка разных цветов на каждого ребёнка).

Руководство. Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут сочинять сказки. Каждый придумает сказку про своих героев. Предлагает внимательно посмотреть на свои кружки, придумать, кем они могут быть, и сочинить про них историю. Кружки у вас разные, поэтому и сказки должны быть разные.

 

  1. «Чудесный лес»

Цель. Учить детей придумывать различные ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов.

Материал. Листы бумаги по количеству детей. На листе нарисовано несколько деревьев и в разных местах какие- либо незаконченные изображения. Наборы цветных карандашей..

Руководство. Взрослый предлагает нарисовать чудесный лес. У каждого должен получиться свой лес, потом надо будет рассказать про него сказочную историю.

При повторном проведении игры полезно использовать самый различный материал: «Чудесное  море», «Чудесная полянка», «Чудесный парк».

 

свернуть

ТехнологияТРИЗ» - как способ развития у дошкольника познавательной деятельности

"Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Однако сегодня совсем немногие считают процесс обучения чем-то увлекательным и захватывающим и, к сожалению, такая антипатия проявляется уже в раннем возрасте ребенка. Что нужно предпринимать педагогам, чтобы преодолеть унылость учебного процесса? Как уже с детского сада помочь детям вырасти мыслящими личностями? Многие педагоги убедились на своем опыте, что система ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - является эффективным помощником в достижении этих целей. В чем ее суть? Как на практике можно задействовать эту методику в детском саду?

Основная концепция методики:

Изначально Генрих Альтшуллер разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику. Технология ТРИЗ помогает нам в развитии воображения у детей, в развитии логического мышления, в развитии умения ставить, и решать проблему. Есть много методов у данной технологии - это и метод фокальных объектов, метод морфологической таблицы и работа над развитием словотворчества, метод маленьких человечков.Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.

Отличие от стандартных подходов в обучении:

Классическая педагогика предполагает, что ребенок просто копирует или имитирует действия учителя. Согласно развивающей педагогике, малыш имеет большую свободу мыслить самостоятельно, но все же ключевое решение находится в руках преподавателя. Иллюстрируем эти подходы на примере. Предположим, что в детском саду у всех детей одинаковые чашки. Как же запомнить свою? Классический подход: воспитатель дает каждому по индивидуальной наклейке, клеит на свою чашку и просит детей повторить это действие. ТРИЗ в детском саду будет выглядит так: побудить ребенка самому придумать и найти отличия на своей чашке. Это требует больше времени? Возможно. Однако фантазия ребенка может поразить своей оригинальностью и необъяснимостью, и это будет его личным осмысленным решением.

Практическое применение в детском саду:

 Чтобы успешно применять ТРИЗ в детском саду, педагогу важно самому хорошо разбираться в таких понятиях как принцип противоречий, использование всех ресурсов, идеальный конечный результат и так далее. Однако не стоит детям дошкольного возраста расписывать технический арсенал ТРИЗа — пусть лучше будет побольше практики.

 Например, у ребенка сломалась игрушка. Используя принцип противоречий, можно уточнить, хорошо это или плохо. Скорее всего, что ответ будет «плохо». Тогда вступает в силу использование всех интеллектуальных ресурсов: а как ее можно сейчас использовать? Как подставку? Или это супер машинка, которая может ездить на трех колесах? В игру привлекаются все дети, и возникает другой вариант той же самой игры:

Ведущий задает пару строго повторяющихся вопросов:   « Это хорошо потому, что …?», а после ответа новый вопрос: « Это плохо потому, что…?» и т.д.

Исходная ситуация: «Промочил ноги»

·         Промочить ноги – это ПЛОХО потому, что…?

Можно заболеть

·         Заболеть – это ХОРОШО(!) потому, что…?

Не надо ходить в школу, (детский сад)

·         Не ходить в школу – это ПЛОХО потому, что …?

Скучно сидеть дома.

·         Сидеть дома – это ХОРОШО  потому, что …?

Научишься играть самостоятельно

·         Научишься играть самостоятельно – ПЛОХО потому, что…?

Отвыкаешь от детей.

·         Отвыкать от детей – ХОРОШО, потому, что…?

Когда меня увезут в деревню, я не буду скучать. И т.д.

 

Можно начать разговор и с обратного вопроса.

 

·         Промочить ноги – это ХОРОШО потому, что..?

Узнаешь, что текут ботинки.

·         Узнать, что текут ботинки – это ПЛОХО потому, что..?

Надо покупать новые.

·         Покупать новые ботинки – это ХОРОШО потому, что …?

В новых ботинках можно безбоязненно ходить по лужам.

·         Ходить по лужам – ПЛОХО потому, что..?

Будет ругать мама.

·         Когда ругает мама – это ХОРОШО потому, что…?

Она меня чему- то учить…

 

Ведущему надо безошибочно чередовать вопросы «ХОРОШО» и «ПЛОХО». Не судите строго ответы детей. Им трудно, их все слушают, а времени на обдумывание нет.

 

Такие игры  учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

 

Еще один пример: Горячая вода – это плохо потому, что..?

Противоречие: моем посуду – обжигаем руки.

Разрешить: добавить холодной воды, добавить моющее средство…

Противоречия встречаются в пословицах:

«Тише едешь – дальше будешь»

«Утро вечера мудренее»

«Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня»

«Что с воза упало, то пропало»

«Баба с воза – кобыле легче» и др.

Тесная связь желаемого и не желаемого отмечалась еще в древности «Нет худа без добра».

Варианты игры:

1.Использовать на занятии по ознакомлению с природой:

- В лесу растет много деревьев. Это хорошо или плохо.

- Идет снег весной. Это хорошо или плохо.

- Птицы улетают на юг. Это хорошо или плохо?

 

 В беседе о транспорте:

- На чем люди ездят?

- Ездить на автобусе – это хорошо или плохо?

- Когда много пассажиров – это хорошо или плохо?

 

 На занятии по ознакомлению с художественной литературой:

- Трудно жилось Хаврошечке – это хорошо или плохо?

Заучивание стихотворения «Посидим в тишине» - сидеть в тишине – это хорошо или плохо? Шуметь хорошо?

Чтение «Неизвестный герой»  - когда огонь хорошо, а когда плохо? Костер в лесу – когда хорошо, а когда плохо?

 

2.Игра «Цепочка» - хорошо, что похудела, но это плохо…?

Плохо, что идет снег, но это хорошо…?

3. «Одному хорошо, а другому плохо»

Отобрал мяч. Мне хорошо, а другому плохо. Сделай так, чтобы обеим было хорошо.

Вода. Для кого она хорошо, а для кого она плохо.

4. «В одно время хорошо, а в другое плохо»

Утром звенит будильник – хорошо, а ночью плохо.

Спускаемся по лестнице. Когда хорошо, а когда плохо?

5. Переход количества в качество:

·         Сколько надо съесть конфет, чтобы было хорошо?(1-2)

А килограмм?

Болит голова. Выпили одну таблетку – хорошо, а много – плохо.

В  игре закладываются основы изобретательства.

- Что можно сделать, чтобы игрушка была лучше?

- Сегодня вы будите волшебниками. Придумайте карандаш, который бы никогда не ломался. Цель игры: « наживить» идею противоречий, воспитывать неабстрактное мышление.

6.Приемы, используемые на занятии по ИЗО, в свободное время:

·         Назови или нарисуй дерево, которое давало бы пищу, мебель.

·         Изобрази на пляже много людей, не изображая их.

·         Дорисуй предмет до целого.

·         Сосулька – как ее достать.

·         Придумай те устройство, на котором можно было бы доехать до волшебной страны.

·         Придумайте существо, которое ни кто никогда не видел.

·         Город будущего.

·         Изобразите полянку, на которой отдыхали бы люди, не изображая самих людей.

·         Представьте, что вас унес ветер, а куда, ни кто не знает. Нарисуй куда.

 

Система ТРИЗА – видеть не сиюминутно, а видеть в прошлом, настоящем и будущем. Ребенка надо озадачивать.

Старое дерево.

Почему кора старая? (птицы клевали, ветер хлестал.)

Какие ветви? (кривые, могут быть обломаны…)

А корни? (Растет, растет, и корни вышли наружу…)

 

Солнце и яйцо.

Солнце нагрело яйцо, вылупился цыпленок. Лежит он на песке, смотрит, удивляется. Поэтому глаза большие, хочет пить – нарисовали клюв, хочет бегать – нарисовали ножки…Ребенка надо озадачивать.

Приемы ТРИЗа в детском саду не требуют специально отведенного времени - это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя. Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого "доска кончается, сейчас я упаду", то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится. Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую досточку и так далее. Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности. ТРИЗ-технологии в детском саду могут доставить удовольствие и самому педагогу. Итак, если вы уже воодушевились и жаждете так поразмышлять со своими подопечными, то внимательно послушайте  следующие советы.

Умелое использование ТРИЗ в детском саду:

- Боритесь с желанием читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию. Если ребенок не понял, чего вы от него хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время или вовсе к нему не возвращаться.

-  Не давите на ребенка такими словами как "давай скорее", "думай сам", "это неправильно". ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, ребенок учится мыслить постепенно, и задача педагога — помочь, а не заставить.

- Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной. Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи. Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет. Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации.

 Имея уже основное представление, что такое методика ТРИЗ в детском саду, и помня эти советы, можно смело разобрать некоторые игры. Они не только понравятся детям, но и облекут всю теорию в действительность.

Игра « Кто-кто в теремочке живет?»

Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения. Понадобятся: красочные изображения разных предметов, например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее. Вы можете сами сделать эти заготовки или смастерить их вместе с детьми. Для теремка идеально подойдет большая коробка или шкаф - фантазия детей подскажет им все остальное. Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей. Ход игры: каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос: - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я - ... (называет себя, например, цветок). А ты кто? - А я - ... (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок? - Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты. Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость. Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.

"Маша-Растеряша"

 Цель: тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы. Перед игрой важно включить элементы ТРИЗ. В детском саду это сделать нетрудно, так как вниманию ребенка предлагается огромное количество разнообразных предметов. Можно спросить, указывая на объект: "Для чего эта чашка? Для чего дверь? Для чего эта подушка?" Вступление: рассказать детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и забывают (не забыть сделать воспитательный вывод). А затем спросить: кто хочет помочь Машам-растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию. Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит: - Ой! - Что случилось? - Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ложку). Чем же я теперь буду суп есть (или назвать любое другое действие)? Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить юшку, а потом вилкой съесть все остальное и т. д.

2. Развитие игры происходит, так же как и в первом, но роль Маши-Растеряши исполняют разные дети, а не только ведущий. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников игры.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Для воспитателя ТРИЗ – это  инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

 

Упражнения на понимание и развитие системного мышления у детей:

На столе раскладывают несколько предметов (картинок) и ребенку предлагают из них составить полезные системы. Например: книга, карандаш, очки, бумага, свеча, резинка. Полезные системы: книга + свечка+ очки (можно читать в темноте), карандаш + бумага +резинка (удобно рисовать). Винт – отвертка. Очки – очечник. Замок – ключ. Мыло – мыльница. Ружье – патрон – чехол – шомпол. Сабля – ножны.

Вопросы на понимание системного эффекта:

·         Составьте полезные системы из следующих предметов: стол, иголка, книга, резинка, стакан, стул, нитка, очки, носки, полка…

·         Зачем птицы, рыбы, насекомые объединяются в стаи? Ради какого системного эффекта? (разделение функций – одни охраняют, другие едят или ухаживают за молодняком, легче отбиваться от врагов, легче решать проблемы размножения…)

·         Зачем растения объединяются в лес? (Защита от ветров, опыление, воспроизведение субстрата…)

·         Зачем люди живут деревнями, строят города?

·         Зачем детей в школе объединяют в классы?

·         Почему пингвины в лютые морозы с сильным ветром стоят плотно друг к другу, непрерывно двигаются и трутся друг о друга?

·         Ради какого системного эффекта созданы системы: диван – кровать, кресло – кровать, железобетон?

·         Какие преимущества дает насекомым общественный образ жизни? Например: для муравьев, муравьиная куча – это защита потомства, хранение пищи, микроклимат зимой, защита матки и повышение ее плодовитости.

 

Упражнение «Назови Целое по его Частям»:

 

Вариант 1:Называю несколько ПС, прошу ребенка догадаться, к каким системам они могут принадлежать.

 

Даны ПС: деревья, кусты, трава, ягоды, грибы. (С: лес, парк, тайга, бор, джунгли).

Даны ПС: Вода, рыбы, водоросли…(С: река, озеро, море, океан, лиман, пруд)

Даны ПС: обложка, корешок, страницы..(С: книга или фотоальбом)

 

Вариант 2: Называют несколько ПС, а дети называют системы. Число ПС сокращают. Что будет с числом систем?

 

Даны ПС: Голова, руки, глаза, туловище, хвост (С: обезьяна)

Даны ПС: Голова, руки, глаза, туловище. (С: обезьяна, человек, кукла, робот, портрет)

Даны ПС: Голова, глаза, туловище (С: все животные кроме простейших)

Даны ПС: Ствол, лист, корень (С: дерево)

Даны ПС: Ствол (С: деревья, кустарники, огнестрельное оружие, шахта).

 

Вариант 3: Теперь по нарастанию числа ПС:

 

- У каких систем есть труба? (дом, корабль, паровоз, кочегарка, трубач, автомобиль….)

-У каких систем есть труба и колеса? (Автомобиль, паровоз, колесный пароход)

- Труба, колеса и якорь? (остался колесный пароход)

 

Обратите внимание детей на тот факт, что чем больше называется ПС, тем труднее назвать систему.

 

- У кого есть иголки? (ель, сосна, кедр, роза, акация, еж, дикобраз, кактус, ерш, крыжовник, облепиха…)

- У кого есть иголки и жабры? (Ёрш…)

- Подошва? (Сапоги, ботинки, туфли, галоши, гора, оползень…)

 - Подошва и снег? (Высокая гора)

 

Упражнения на развитие функционального мышления у детей:

Упражнение «Находчивость» или « На необитаемом острове»

Детям говорят: «Представьте себе, что вы попали на необитаемый остров и у вас нет предмета, который вам нужен, но вы знаете, что одно и то же дело можно выполнить разными способами»

·         Придумай, чем можно забить гвоздь, кроме молотка?

 

Задания:

 

- В чем или на чем можно плавать по озеру, если обычных плавательных средств нет?

- Очень хочется рисовать, а красок, кисточки, карандаша – чем обычно рисуют – нет. Дайте десять ответов на вопрос: - Чем и на чем можно рисовать?

- В чем можно принести ягоды из леса, если нет корзинки?

- На улице сильный мороз. Ты отдал сестренке свои рукавицы. Как быть?

- В лесу вас застал сильный дождь. Как быть?

 Методы ТРИЗ эффективны  в детском саду. Игры, конечно, могут быть самыми разнообразными, для педагога здесь полная свобода фантазии. Игра для развития ребенка дошкольника имеет колоссальное значение, ведь именно в ней ребенок имитирует окружающие его социальные роли, поэтому следует постараться, чтобы научиться сочетать с игрой ТРИЗ-технологии.

 Влияние методики на тип мировоззрения ребенка:

 В дошкольном возрасте у ребенка еще нет сформированного мировоззрения. Поэтому на этом этапе роль ТРИЗ в детском саду заключается в развитии аналитического и сравнительного мышления, умении найти возможные решения и выбрать оптимальные. Однако в дальнейшем такой мыслительный тренинг сформирует не просто думающую личность, а того, кто способен развиваться всегда. Это не узколобый закомплексованный человек, который сдается и теряется перед трудностями. Нет, это такое мышление, которое осознает прошлые неправильные выводы и гипотезы, но продолжает уверенно двигаться дальше. Именно эти качества так ценятся в современном обществе. Целеустремленный человек если и увидит перед собой глухой угол, то, проанализировав, поймет, что он, возможно, сделан из пластилина или бумаги, и преодолеет его, затратив дополнительные силы. Выбор за каждым Конечно, каждый родитель или педагог сам будет решать, как ему заниматься с детьми. Однако всегда полезно поразмышлять: каким я хочу видеть своего ребенка или вверенных мне подопечных? Если все устремления и усилия направить лишь на то, чтобы удовлетворить физические потребности и дать минимальный багаж знаний, то вырастет ли тогда мыслящая и разносторонняя личность? В наш век суеты и напряженного темпа порой непросто осваивать что-то новое, но результат того стоит! В любом случае, подъем на гору начинается с первого шага. И кто знает, какие скрытые возможности и огромный потенциал можно открыть в себе, используя ТРИЗ? Главное - не бояться рушить стереотипы преподавания и искать новые подходы. Конечно, совершенным преподавателем не стать никому, а вот стремиться к этой цели можно постоянно!

 

 

 

Технология ТРИЗ помогает решить проблему знакомства детей с явлениями в неживой природе,  помогает разобраться детям, что происходит в мире неживой природы: почему камень - твердый, а вода - жидкая, почему снег в тепле тает, а вода при нагревании превращается в пар. Есть в технологии ТРИЗ еще один метод - это метод МОДЕЛИРОВАНИЯ МАЛЕНЬКИМ ЧЕЛОВЕЧКАМИ. Маленькие человечки, в понимании нас взрослых - это молекулы (вы, конечно, все помните это из курса школьной химии). Помня о том, что все вокруг состоит из молекул - мельчайших частиц, которые определенным образом связаны между собой, легко объяснить детям агрегатные состояния веществ и явления в неживой природе.

Используя метод моделирования маленькими человечками (ММЧ), можно  объяснить детям, почему вещества бывают твердыми, жидкими, газообразными; учить детей опытным путем определять агрегатное состояние окружающих веществ;учить детей моделировать объекты неживой природы;

Пример:

1. Постановка проблемы - можете ли вы изобразить бутылку лимонада, не ПОЛЬЗУЯСЬ при этом карандашом или красками?

2. Рассказ воспитателя о маленьких человечках, живущих вокруг нас

 Все существующеевокруг нас - и камни, и дерево, и лужа, и игрушки, и мы с вами состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть только в электронный микроскоп. Этих частиц столько много, что соединяясь между собой, они и превращаются, например в камень. Частицы эти очень разные и они по- разному дружат между собой.

Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками, - очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить. Как мы с вами, когда играем в

" Мышеловку". Этих человечков называют - крепкие, твердые, и именно они, живут в камнях, дереве, горах. Я покажу вам их фотографию

 

Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь! Это твердые человечки и они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете!

Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом и только прикасаются локтями, пройти через них  можно легко. Такие человечки живут в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар!

Я покажу вам их фотографию тоже

 

Ну, а третьи человечки - вообще хулиганы! Они двигаются, как хотят и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными. Трудное слово, но мы с вами уже большие и должны узнавать новые слова!

Я покажу вам и их фотографию:

 

Вот такую историю про маленьких человечков я вам рассказала, а теперь давайте сами узнаем, где какие человечки живут.

3. Задание - эксперимент " Где какие маленькие человечки живут?"

А. Детям предлагается по очереди попробовать проткнуть деревянной палочкой деревянный брусок, камень, кусочек пластмассы. В результате опыта дети выясняют, что это сделать невозможно! Значит во всех этих веществах живут дружные человечки! Эти вещества - твердые!

Б. Детям предлагается по очереди проткнуть деревянной палочкой воду в стаканчике, молоко в стаканчике. В результате опыта дети выясняют, что палочка достаточно легко проходит через воду и молоко. Значит здесь живут не очень дружные человечки! Но все- таки они рядом, иначе бы мы не увидели не воду, не молоко! Во всех этих веществах живут жидкие человечки, и такие вещества называются - жидкими.

В. Ребята, а как же нам найти третьих человечков? Где нам взять, например, дым или воздух? (ответы детей, возможно, они скажут, что воздух вокруг нас) Я предлагаю вам поймать воздух! Возьмите пакет. Он пустой? А сейчас, возьмите пакет за верхние уголки и попробуйте его закручивать. Ой, а что же это у нас в пакете появилось? (пакет надувается, как шарик). Да ребята, это мы с вами поймали воздух! Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки!

4. Подвижная игра " Игры маленьких человечков"

Дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель говорит: камень - дети берутся за руки, сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями, воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.

5. Дидактическое упражнение " Узнай вещество"

Воспитатель показывает детям модели различных маленьких человечков - задача детей - узнать о каком веществе идет речь.

 

Вы можете придумать своих человечков. Надеюсь, идея понятна.

6. Дидактическое упражнение " " Покажи бутылку лимонада"

Я думаю, что теперь мы сможем с вами показать бутылку лимонада, когда узнали про маленьких человечков.

Бутылка сделана из чего? (из пластмассы) Пластмасса - твердое вещество, поэтому часть детей возьмутся за  руки и изобразят бутылку. А лимонад - какое вещество? (жидкое). Другие дети будут изображать лимонад - встанут рядом друг с другом, касаясь локтями. А что еще есть в лимонаде, это особенно видно, когда мы открываем бутылку? (пузырьки) Да, в лимонад для шипучести добавляют углекислый газ. Давайте выберем, кто же будет показывать пузырьки?

Дети, с помощью воспитателя изображают бутылку с лимонадом.

Я вас хвалю за внимание и надеюсь, что сегодня вы узнали много нового из жизни неживой природы.

Уважаемые коллеги! Не бойтесь и попробуйте провести такое занятие с детьми! Уверяю вас - это интересно!

Упражнения:

-Сосулька капает-

- Ветер –

- Пар над рекой –

- Аквариум-

- Аквариум с рыбками –

- Лед –

- Яблоко –

К концу старшей, в подготовительной группе можно познакомить детей с кубиком, где будет три знака:

+ Зеленый – взаимодействие

- Красный – отталкивание

Круг – желтый – бездействие.

 

Кубик твердый. Что делает? Бездействует.

Кубик упал? Отталкивание и взаимодействие с полом.

(Твердый – бездействие – отталкивание - взаимодействие с полом – твердый)

 

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет (Газообразный – жидкий – взаимодействие  - твердый – взаимодействие)

 

Уронила в речку мячик (Отталкивание – жидкий – твердый)

Зайку бросила хозяйка, под дождем остался зайка (Твердый – отталкивание – хозяйка – жидкий – бездействие - твердый)

Можно использовать как физ. минутку (называть предметы, состояния, вещества, а дети показывают, какие человечки в них живут)

Игра «Где живет Капитошка?» (Речка, облака, капелька  на росинке – это Капитошка). Во льду – твердый, в облаках – газообразный, в речке – жидкий.

Соединение маленьких человечков и ИЗО. Капали, капали на бумагу, растирали…Что получилось? Придумай сказку.

свернуть

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников методами ТРИЗ технологии»

"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта" (Г. С. Альтшуллер).

"Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему"(Л. Е. Белоусова).

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе - дошкольному образованию. Согласно вступившему в силу ФГОС ДО, одной из первостепенных задач является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту задачу. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимания. Необходимо внедрение новых форм, методов и технологий.

На мой взгляд, одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Она возникла в нашей стране в 50-х годах, автор - Г. С. Альтшулер. Теория решения изобретательских задач и была предназначена в первую очередь в помощь инженерам-изобретателям. Сегодня, избегая механического переноса приемов из технического ТРИЗа, педагоги авторских школ начинают эффективно использовать его для развития многих нетехнических систем. Примером является особый раздел ТРИЗа - развитие творческого воображения (РТВ) или творческих особенностей (РТС), где на нетехнических задачах отрабатывается умение применять элементы ТРИЗа. Вполне оправдан поворот авторов ТРИЗа от "железки"к личности, связь с творческой педагогикой, естественный выход на малышей-мудрецов, творчество для которых - сама жизнь. Постепенно ТРИЗ начали применять в новой области знаний - ТРТЛ (теории развития творческой личности).

ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности. Технологии ТРИЗ уже больше 60 лет и сегодня кажется, что она не актуальна. Но развитие дошкольников не останавливается, и каждый день приходят новые дети, которые хотят больше знать и уметь. Самостоятельно мыслить, придумывать новое, видеть несколько вариантов разрешения противоречивых ситуаций, жаждать поиска и открытий. В добавление вышесказанному технология ТРИЗ раскрывает развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения, т. е. целенаправленное формирование творческих способностей, развитие нестандартного видения мира, нового мышления. Ведь именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.

Перед тем как приемы ТРИЗ технологии можно было использовать в практической деятельности, как сделать ТРИЗ достоянием дошкольников, как ввести его элементы в повседневную жизнь, в рамки образовательной деятельности, я поставила ряд задач:

  • Теоретически изучить вопрос: что такое теория решения изобретательских задач;
  • Выявить уровень развития творческих способностей у детей;
  • Создать условия для развития творческих способностей дошкольников через использование методов теории решения изобретательских задач;
  • Разработать и внедрить план работы по развитию творческих способностей через ТРИЗ технологию.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. На мой взгляд, среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных организациях, ТРИЗ занимает особое место. Оказывается, что ТРИЗ может использоваться в работе с дошкольниками и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей.

Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ-педагог, - формирование у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Он требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном.

Я стараюсь не давать готовые знания, не раскрывать детям истину, а учить ее находить. По замечанию Л. С. Выготского, дошкольник принимает программу в той мере, в какой она становится его собственной. Мы возвращаемся к известной формуле - идти от ребенка. Пусть гением будет ребенок, лишенный всяческих стереотипов о своем познании мира.

Изобретение - это всегда решение какой-то задачи. Еще в древнем мире люди пытались разгадать секреты изобретательства. Тогда появилось понятие об эвристике - науке о том, как создаются открытия. Прошли века. И множество открытий привели к современной цивилизации. Изобретатель стремится превзойти все то, что создано до него, пытается сделать пусть небольшой, но свой шаг в развитии интересующей его области. Жизнь не стоит на месте. Сегодня самое время учить детей жить в изменяющемся мире, укрепить детей верой в целесообразность творческой жизни.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами "изобретают"свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и воспитателю, и родителям, и детям.

Педагогическое кредо "тризовцев"- каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Необходимо учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.

Девиз тризовцев - "Можно говорить все". И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Детям нужно давать только положительную оценку: "интересно", "необычно", "любопытно", "хорошо", "молодец"и т.д.

Содержание программы, формы и методы обучения дошкольников по ТРИЗ ещё недостаточно разработаны, но существуют механизмы реализации ТРИЗ, которые основываются на материалах пособий С. Гин, которые представляют собой практический материал по системному использованию ТРИЗ - технологии в детском саду. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.

Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Дети учатся придумывать свои сказки, сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Тризовcкие занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов. Занятия по методу ТРИЗа в комплексе (музыкальное, развитие речи, ознакомление с окружающим) и планируются в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип проведения занятий - от простого к сложному. Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии. ТРИЗ учит детей творчески находить решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.

Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить.

Условиями развития творческого воображения дошкольников является:

  • Владения педагогом технологией ТРИЗ;
  • Построение системы отношений педагога с детьми на основе сотрудничества;
  • Обладание педагогом нестандартным мышлением, теоретическими знаниями, практическим опытом;
  • Использование технологий ТРИЗ на учебных занятиях, в организации самостоятельной деятельности детей, в работе с родителями.

ТРИЗ - технология позволяет решать следующие задачи:

  • Воспитание у детей качеств творческой личности;
  • Коррекция правильного звукопроизношения;
  • Формирование словаря;
  • Развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи;
  • Развитие элементарных математических представлений;
  • Развитие конструктивной деятельности.

Используя ТРИЗ - технологию в работе дошкольниками, необходимо учитывать следующие дидактические принципы:

  • Принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии;
  • Предоставить ребенку право выбора);
  • Принцип открытости (предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами, не имеющими единственно правильного решения);
  • Принцип деятельности (в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность);
  • Принцип обратной связи (воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих);
  • Принцип идеальности (творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей).

Основными методами ТРИЗ - технологии, используемые в работе с детьми, являются следующие:

1. Мозговой штурм.

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения. Необходимо учитывать, что изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.

Темами мозгового штурма могут быть такие:

  • Как уберечь бабушку от серого волка;
  • Как спастись от дождя, если нет зонтика;
  • Как потушить пожар, если в доме нет воды;
  • Как спастись от жары в летний день.

Правила мозгового штурма:

  1. Исключение всякой критики;
  2. Поощрение самых невероятных идей;
  3. Большое количество ответов, предложений;
  4. Чужие идеи можно улучшать.

Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.

Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

2. Синектика (метод эмпатии)

а) Личностная аналогия (эмпатия).

Ребенку предлагается представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Например:

  • Изобрази чайник, который кипит;
  • Покажи походку маленького ребенка, который учится ходить;
  • Изобрази рассерженного кота;
  • Промяукай песню "В лесу родилась елочка..."и т.д.;

б) Прямая аналогия.

Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (самолет - птица, подводная лодка - аналогия рыбы и т.д.) Дети находят аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) Фантастическая аналогия.

Решение проблемы осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты: радуга, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т.д.

Используя ТРИЗ - технологию в работе дошкольниками, необходимо учитывать следующие дидактические принципы:

  • Принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора);
  • Принцип открытости (предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения);
  • Принцип деятельности (в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность);
  • Принцип обратной связи (воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих);
  • Принцип идеальности (творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей).

3. Морфологический анализ.

В основе данного метода лежит комбинирование разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Цель метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые могли быть упущены при простом переборе. Обычно строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси.

Например, изобретаем новую игру. На одной (вертикальной) оси можно выложить часть тела, с помощью которой можно играть, а по другой - приспособления для игры: обруч, мяч, ракетка, скакалка, шнур и т.д.).

Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей. Перебираются все возможные варианты.

Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. Огромный простора для детского воображения!

Затруднения вызывает то, что дошкольники не умеют хорошо читать и им трудно удержать в памяти большое количество характеристик объекта. Поэтому воспитателю необходимо продумать использование символов, которыми он будет обозначать их.

4. Метод каталога.

Данный метод позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря.

Для работы понадобится любая детская книга с небольшим количеством иллюстраций. Желательно, чтобы текст был в прозе. Взрослый задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальцем в любое место на странице. Выбранные методом "тыка"слова, не связанные между собой, соединяются в какую - то историю или сказку. Воспитатель может преобразовывать одни части речи в другие.

Занятие проводится в быстром темпе, используются разные эмоциональные реакции на каждое новое словосочетание. Главное - грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. Так при составлении сказки следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:

  • Наличие положительного и отрицательного героев;
  • Зло, причинённое отрицательным героем;
  • Борьба положительного героя со злом;
  • Присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев;
  • Присутствие волшебства.

Последовательность вопросов может быть следующей:

  • О ком сочиняем сказку?
  • Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?
  • С кем он дружил?
  • Кто им мешал? Каким образом?
  • Как добрый герой боролся со злом?
  • Чем всё закончилось?

Предполагаемый ход действия сказки:

  1. Жил-был...
  2. И был он какой?...
  3. Умел делать что?...
  4. Делал он это, потому что...
  5. Но в это время жила-была...
  6. Она была...
  7. Однажды между ними случилось...
  8. Им помогла...
  9. Сделала она это, чтобы... и т.д.

Можно вопросы варьировать в зависимости от развёртывания сюжета, что требует от воспитателя навыка работы с данным методом, умения вовремя сориентироваться и сформулировать новые вопросы, которые не были предусмотрены изначально. Придуманный сюжет необходимо фиксировать с помощью символов, знаков, схем, рисунков и т. п. Не всегда с первого раза дети могут сочинить интересную, красивую историю. Практика показывает, что первоначально дошкольникам трудно преодолеть психологическую инерцию и стереотипы: они повторяют идеи друг друга, дублируют события знакомых сказок, иногда вообще молчат. Воспитателю следует помогать детям, подсказывать варианты развития событий, поощрять удачные находки.

Постепенно сочинения становятся всё более интересными, увлекательными. Данный метод хорошо использовать в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).

Также используется метод проб и ошибок, метод Робинзона, системный оператор тризовские игры и другие методы. Таким образом, в результате свободной деятельности, занятий с применением элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается мышление, воображение, фантазия детей, дошкольники проявляют творчество, нестандартность мышления.

ТРИЗ позволяет педагогам преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастает познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении.

Источник: https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac192.htm

свернуть

Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала детей посредством метода ТРИЗ»

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности. Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения

ТРИЗ для дошкольников:

- это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику и интуицию;

- требует поиска новых, нестандартных решений в самых разных обстоятельствах;

- возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, анализировать, развивать творческие и коммуникативные наавки

- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат) ; выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать

На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма. Детей учат изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т. д.

На третьем этапе: решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки

На 4 этапе: учим находить выход из трудной ситуации

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ

- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую, с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное) .

- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.

свернуть