По мнению современных педагогов-музыкантов, педагогов-психологов и педагогов-искусствоведов есть веские причины учить детей музыке.
И эти причины должны знать современные родители!!!
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с раннего возраста. Ведь взрослые слушатели могут все недосказанное исполнителем дополнить в своем воображении, дети же воспринимают лишь то, что слышат. Они очень чутко искренне реагируют на выразительно исполненную музыку. Если перефразировать слова М.Горького о литературе, то можно сказать: «Детям следует играть музыку так же, как и взрослым, только лучше».
Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают иногда больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно — достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.
Музыкальное воспитание оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте, к искусству и жизни. Хорошо развитые музыкальные способности стимулируют и подталкивают к развитию как художественно-эстетические, так и интеллектуальные способности. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок быстро и правильно заговорил, был успешен в математике и логике, учите его музыке. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, на положительные реакции. Дети лучше и быстрее усваивают материал и начинают правильно говорить.
На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения, регулировать свое поведение. Речь ребенка становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией, громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.
Музыкальная деятельность малышей — это различные способы, средства познания музыкального искусства (а через него — и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.
Каждый вид музыкальной деятельности специфичен и оказывает влияние на развитие ребенка, предполагая, что дети должны овладеть всеми видами музыкальной деятельности, без которых она не осуществима.
Игра — это свободная деятельность, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом и народной педагогики. Ее образы передавались самым маленьким детям из поколения в поколения через взрослых и старших детей в народных песнях, играх, играх-потешках, прибаутках.
В играх-потешках и песенках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекает яркая музыкальная окраска, особые тактильные вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда дети играют с пальчиками, мягкими игрушками. Простота и легкость действий, сочетание знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослым игры способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию понимания речи, обогащению словаря, произвольности действий, умению синхронно действовать с партнером — все это являются огромным развивающим потенциалом.
В каждой семье имеются свои традиции игрового общения с детьми. Мамы и папы играют с детьми в те игры, в которые играли с ними их родители. Этот опыт передается следующему поколению. Наверное, нет такого малыша, с которым не играли бы в «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «По кочкам, по кочкам» и др. Каждая из этих игр имеет множество вариантов. Игры «Кулачки», «Дружно поднимаем ручки» помогут разнообразить игровое взаимодействие с ребенком.
Музыкально-игровые занятия приведут к желательным результатам, если они начнут проводиться в воспитании детей с ранних лет. Система упражнений и игр поможет укрепить тело малыша, развить его речь, мышление, внимание, эмоционально-волевую сферу, память, положительные качества личности, сделает его чутким к красоте в искусстве и жизни.
Источник информации: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/03/11/muzykalno-igrovaya-deyatelnost-kak-sredstvo-povysheniya
Мы живём в очень сложное, неспокойное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, когда заново открываем, переосмысливаем, переоцениваем. Сейчас много говорится о возрождении Отечества. Возродить культуру нашего народа, традиции, которые наши отцы и деды наследовали от предков – трудная и благородная задача.
В отличие от тех лет, когда ребятишки в детском саду учили политизированные стишки, сейчас направление иное.Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Вспомним известное высказывание М.И. Калинина о народном творчестве: “…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие … в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности”. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать в раннего детства.
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.
Белорусский фольклор – душа белорусского искусства, белорусской музыки.Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения и до смерти. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребёнка сегодня. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство.
Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту – это пение колыбельных, игр с пестованием. Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери – колыбельная. Именно они составляют его самые важные музыкальные впечатления. Как часто мама пела их нам. Интонация полна теплоты и нежности, умиротворения и спокойствия. Существует множество различных колыбельных.
Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы. Слова, звучащие в песнях. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитанием, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним.
А вот для того, что бы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение, весёлый лепет, используются пестушки, значит, нянчить, растить, носить на руках. Пестушки поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его теплоту. Когда малыш просыпается, его гладят по животу и приговаривают:
Ціха, куры, не крычыце,
Майго Ваню не будзіце,
А мой Ваня будзеспаць,
Будзевочкізакрываць.
Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней.
Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Всё это богатство белорусского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.
Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребёнка:
С белорусскими народными песнями и мелодиями я начинаю знакомить уже с первой младшей группы. Это такие песенки, как: “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока” и т.д.. Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.
Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Народные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам.
Основываясь на своём опыте, могу сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного белорусского народного творчества.
Источник информации: https://sad5byhov.schools.by/pages/rol-muzykalnogo-folklora-v-zhizni-detej-rannego-vozrasta
Прогулки на природе, особенно – с детьми, приносят море удовольствия. Поход в лес может стать настоящим приключением! В лесу интересно в любое время года: здесь можно понаблюдать за животными и насекомыми, растениями, цветами, грибами, а сколько разных звуков можно услышать в лесу, почувствовать красоту звуков. Самых разных. Шум реки, леса, ветра и особенно, конечно, пение птиц. Мы развиваем эстетический вкус детей, показывая им, как красивы лес, радуга, цветущий луг, ночное небо и т.п. Пение птиц, естественно, вписывается в этот ряд. Дети такое пение обычно не слышат. Чтобы услышали, надо привлечь их внимание: «Давай посидим тихо и послушаем. Это очень красиво». Само понятие сидеть тихо и слушать тоже для многих детей нечто новое и непривычное. Иногда это первый шаг к слушанию музыки.
В древности человек был ближе к природе и учился у неё, так и музыкальные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов. Ведь нигде так не чувствуется красота и гармония, как при игре на музыкальном инструменте, и ни что так не близко человеку, как звуки родного знакомого с детства инструмента.
Уважаемые родители, вместе с детьми можно изготовить музыкальные инструменты. Материалом, который превращается в звучащий инструмент, может быть:
Изготовленные музыкальные инструменты в основном в летний период из непрочного растительного материала, недолговечны. Но ценность таких инструментов состоит в том, что их мастерили сами дети. Инструмент, сделанный своими руками, первые звуки и мелодии, самостоятельно извлеченные из него, пробуждают у детей интерес к творчеству и приобщают к народной музыке.
Источник информации: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/09/14/konsultatsiya-dlya-roditeley-lesnaya-muzyka-slushaem
Консультация для родителей
Развитие вокальных данных у детей способствует не только формированию слуха, речи и мышления, но и эмоционально-нравственной сферы дошкольника и его творческой любознательности.
Родителям, не имеющим музыкального образования, заниматься с детьми пением довольно сложно и это лучше доверить профессионалам. Но внести посильный вклад в приобщение детей к пению родители всё же могут.
Перед тем как перейти с ребенком непосредственно к пению, необходимо предоставить ему возможность услышать собственный голос, исследовать многообразие интонационных возможностей собственного голоса. Для этого подойдут игры, в которых ребенку необходимо будет воспроизвести отдельные интонации.
Упражнение «Определи тон»
Произносите фразу разным тоном. Дети должны определить характер тона, то есть, с каким чувством была произнесена фраза «завтра обещают дождь»: радостно, грустно, равнодушно, удивленно, с досадой и огорчением.
Упражнение. «Произнеси по-разному»
Произнесите маленькое восклицание «О» с разной интонацией: удивленно, радостно, недовольно, испуганно. Попросите ребёнка повторить.
Произнесите данные слова, выражая голосом разные чувства и настроения. А ребёнок попробует определить эти чувства, а затем повторить.
«Молодец!» - восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе. «Пришла!» - с радостью, тревогой, с презрением.
Упражнение «Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения»
Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Мне понравилась сказка.
Упражнение «Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова»
Твой? - твой сок? Стол? - там стол? Нос? - это нос?
Упражнение «Отработка интонации восклицательного предложения»
Саша! Смотри! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!
Не менее важно заниматься с ребенком постановкой речи и дикции, поскольку при пении нужно правильно и четко воспроизводить звуки. Хорошим подспорьем в этом является артикуляционная гимнастика.
Она помогает ребенку разогреть мышцы челюсти, языка и щек.
Игра «Язычок»
Эта основная артикуляционная игра для малышей.
Игра заключается в том, что язычок «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы.
Во время игры детям рассказывается стишок и они должны повторять за ведущим все движения.
Например:
Вверх (протыкаем языком верхнюю губу).
Вниз (нижнюю),
Вверх — вниз (еще по разу верхнюю и нижнюю губу).
Язычок, не ленись!
Губы, просыпайтесь (вибрируем губами)!
Ротик, открывайся (очень широко открываем рот)!
Язычок, покажись (кусаем кончик своего языка),
и зубов не страшись (высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка)!
А зубы-то, а зубы кусают даже губы (кусаем нижнюю губу).
Кусаются, кусаются (кусаем верхнюю губу) и не унимаются.
А губы то хохочут (в улыбке открываем верхние зубы), то сильно обижаются (выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение).
То весело хохочут (в улыбке открыть верхние зубы),
то снова обижаются (выворачиваем нижнюю губу).
Зубам надоело кусать - стали язык жевать (жуем язык боковыми зубами).
Язычок — не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный!
Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь (проводим языком между верхней губой и зубами).
Не сердитесь, не кусайтесь (проводим языком между нижней губой и зубами), а вместе с нами улыбайтесь (улыбаемся)!
Не менее важным пунктом обучения ребенка пению является постановка дыхания. Правильное дыхание ребенку необходимо для того, чтобы научиться регулировать силу воспроизводимого звука. Сделать это можно при помощи упражнений.
Упражнение «Свеча»
Предложите ребёнку задуть воображаемую свечу, дуя при этом на нее как можно дольше, и прочее.
Упражнение «33 Егорки»
Как на горке, на пригорке стояли тридцать три Егорки: (далее на одном дыхании считаем раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка и т.д.)
Подготовила музыкальный руководитель Калюжина Е.И.
Консультация для родителей
«Как развить у ребёнка интерес к пению»
«Самые добрые ростки, посеянные в детских душах, могут заглохнуть, если не получат поддержки в семье, у самых близких и дорогих людей»
Д. Кабалевский.
Педагоги и психологи справедливо настаивают на том, что от взрослых воспитывающих ребенка в детстве, зависит на сколько активно и разносторонне будет протекать его развитие. Совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении дошкольного детства позволяет повысить качество образования детей и использовать потенциальные возможности каждого ребенка.
Самый доступный вид музыкальной деятельности дома – пение. Следующие практические рекомендации помогут вам развить интерес к пению у вашего ребёнка.
Пример колыбельной:
Кошка мяукает: «Спи, мой котёнок!»
Крякает утка: «Спи, мой утёнок!»
Блеет овечка: «Спи, мой ягнёнок!»
Мама поёт: «Спи, мой ребёнок!»
Спряталось солнце за дальней горою,
Луна засияла вслед за звездою,
Ночь опустилась на город любимый,
В блеске снежинок он самый красивый.
Пусть тебе сказка ночью приснится:
Добрый волшебник и синяя птица.
Новое утро придёт вслед за ночкой,
Спи, засыпай, моя милая дочка (мой милый сыночек).
ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ УРОК».
Для игры Вам потребуется любой неозвученный музыкальный инструмент, например, пианино с «немой» клавиатурой (можно нарисовать клавиатуру и положить её на детский столик) и звуковая книжка.
ХОД ИГРЫ.
Ребёнок усаживает рядом с собой любимые игрушки, ставит на подставку звуковую книжку (это импровизированные ноты) и проводит со своими зайками, мишками, куклами музыкальное занятие. Он поёт им любимые песни, подыгрывает себе на воображаемом пианино, разучивает новые песни, просит повторить, прохлопать ритм. За ответы ребёнок хвалит свои игрушки.
Можно хранить картинки в красивой коробочке, их можно часто менять и постепенно накапливать.
Успешность музыкального развития детей в большой степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье.
Ваша задача, уважаемые родители, содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, поддерживать стремление к пению, движениям под музыку, игре на музыкальных инструментах, стимулируя попытки детей к самостоятельным действиям.
Подготовила музыкальный руководитель Безмен Н.Л.
Консультация для родителей
«Как развить у ребёнка интерес к пению»
«Самые добрые ростки, посеянные в детских душах, могут заглохнуть, если не получат поддержки в семье, у самых близких и дорогих людей»
Д. Кабалевский.
Педагоги и психологи справедливо настаивают на том, что от взрослых воспитывающих ребенка в детстве, зависит на сколько активно и разносторонне будет протекать его развитие. Совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении дошкольного детства позволяет повысить качество образования детей и использовать потенциальные возможности каждого ребенка.
Самый доступный вид музыкальной деятельности дома – пение. Следующие практические рекомендации помогут вам развить интерес к пению у вашего ребёнка.
Пример колыбельной:
Кошка мяукает: «Спи, мой котёнок!»
Крякает утка: «Спи, мой утёнок!»
Блеет овечка: «Спи, мой ягнёнок!»
Мама поёт: «Спи, мой ребёнок!»
Спряталось солнце за дальней горою,
Луна засияла вслед за звездою,
Ночь опустилась на город любимый,
В блеске снежинок он самый красивый.
Пусть тебе сказка ночью приснится:
Добрый волшебник и синяя птица.
Новое утро придёт вслед за ночкой,
Спи, засыпай, моя милая дочка (мой милый сыночек).
ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ УРОК».
Для игры Вам потребуется любой неозвученный музыкальный инструмент, например, пианино с «немой» клавиатурой (можно нарисовать клавиатуру и положить её на детский столик) и звуковая книжка.
ХОД ИГРЫ.
Ребёнок усаживает рядом с собой любимые игрушки, ставит на подставку звуковую книжку (это импровизированные ноты) и проводит со своими зайками, мишками, куклами музыкальное занятие. Он поёт им любимые песни, подыгрывает себе на воображаемом пианино, разучивает новые песни, просит повторить, прохлопать ритм. За ответы ребёнок хвалит свои игрушки.
Можно хранить картинки в красивой коробочке, их можно часто менять и постепенно накапливать.
Успешность музыкального развития детей в большой степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье.
Ваша задача, уважаемые родители, содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, поддерживать стремление к пению, движениям под музыку, игре на музыкальных инструментах, стимулируя попытки детей к самостоятельным действиям.
Подготовила музыкальный руководитель Калюжина Е.И.