"Дошкольникам об экономике"

Памятка для педагогов «Экономическое воспитание дошкольников в рамках Учебной программы дошкольного образования»

Экономическое воспитание –  целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, ориентированного  на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, формирование моральных чувств и морально-экономических качеств, необходимых для успешной экономической деятельности, развития интереса к экономической сфере жизни, формирование навыков социально-экономического поведения.

Основными задачами являются:

  • обогащать ребенка представлениями об элементарных экономических явлениях и понятиях;
  • способствовать формированию у детей 3 – 7 лет экономически значимых качеств (бережливость, трудолюбие, аккуратность и пр.);
  • вызывать интерес к результату своего труда, формировать представления о его значимости;
  • способствовать освоению норм и правил экономически грамотного поведения.

(читать далее)

свернуть

Как научить ребёнка бережливости

Как научить детей бережливости

Экологически грамотное поведение очень часто согласуется с принципами рациональности, бережливости, продуманного отношения к покупкам, к своему времени, к организации окружающей среды. И научить этому всему детей могут, конечно же, только взрослые — родители и воспитатели.

 

В европейских садах детям преподают такие правила поведения:       не брать того, что им не нужно;

не выбрасывать то, чем ещё можно пользоваться;

выбирать натуральные материалы для работы;

предпочитать полезные продукты вредным;

рисовать на обеих сторонах листа бумаги, полностью его используя;

изрисованную бумагу использовать для поделок;

вырезая детали, начинать с края, а не с середины;

при приобретении восковых карандашей смотреть, чтобы они были завёрнуты в бумагу, а не в пластик;

рисовать карандашами, а не фломастерами, потому что от фломастеров остаётся пластмасса;

писать ручками со сменным стержнем;

покупать прочные деревянные игрушки и другие предметы из стойких природных материалов;

отказываться от одноразовой бумажной и пластиковой посуды, покупать напитки в стеклянных бутылках и банках, которые можно сдавать;

чтобы дети с раннего детства научились сортировать мусор, в детских садах ставят разноцветные вёдра, ящики или контейнеры для мусора в каждой группе; дети могут собирать отдельно алюминий, бумагу и картон, стекло, металлы, синтетические материалы, биологический мусор, батарейки.

 

Обобщая содержание программ по экологии для дошкольных учреждений, можно выделить следующие разделы.

Где и когда возникает мусор. Дети рассказывают о том, какой мусор им в жизни встречается, что они выбрасывают и почему. Детей просят вспомнить, куда девается мусор после того, как его выбросили.

Детей знакомят с переработкой мусора (сжигание отходов с целью получения энергии, создание бумажных изделий из макулатуры, переработка металлолома, использование образующихся при сжигании шлаков для строительства дорог).

Дети сами сочиняют сказочные, фантастические истории (например, о людях, которые копят разный хлам), разыгрывают сценки, связанные со сбором, отвозом и переработкой мусора.

Дети учатся сортировать мусор, отвечая на вопросы:

Весь ли мусор одинаковый? Чем отличаются друг от друга вещи, выброшенные в мусор?

Проверь, правильно ли были выброшены вещи в мусор. Может быть, там оказалось что-то, что можно использовать ещё раз? Как?

Детям рассказывают о том, как можно уменьшить количество мусора; как сэкономить природное сырьё; как сократить расход электроэнергии.

Детей знакомят с процессом изготовлением бумаги из дерева и из макулатуры, с изготовлением стекла из песка и из битого стекла.

Детям объясняют, что повторное использование одной и той же стеклянной бутылки позволяет сэкономить на изготовлении 60 жестяных банок, а также приводят другие примеры экономии в домашнем хозяйстве.

Детям объясняют, как и сколько покупать продуктов в магазине, обращая внимание на их качество, свежесть, стоимость, удобство расфасовки и приготовления, а также с позиции экономии естественных ресурсов. Кроме того, они получают сведения о том, как хранить и обрабатывать продукты.

Детей знакомят с опасными вещами и продуктами. К этой категории можно отнести старые лекарства, ртутные термометры, батарейки, остатки лаков, красок, растворителей и другую бытовую химию, баллончики с остатками содержимого. Детей учат быть внимательными к окружающим их предметам, не пользоваться странными или опасными предметами.

Детям рассказывают, что представляет собой компост, как научиться создавать компост в деревне или на даче, подчёркивают важность компостирования, по возможности, всех биологических отходов. Детям объясняют, что можно компостировать: ветки, стебли, листья, кору деревьев, кустарников и цветов, пищевые остатки, обрезки, яичную скорлупу, фильтры с кофейной гущей, чайные пакетики.

 

В каждом детском саду рекомендуется создавать компостер — чтобы в его наполнении участвовали сами дети. Они могут потом наблюдать за тем, как из биологических остатков образуется компост: как повышается температура в ящике (иногда до 70 градусов!), как остатки перегнивают, как внизу образуется перегной — естественное удобрение, не имеющее себе равных. Тут же воспитатели объясняют, что его образованию способствуют бактерии, грибки, дождевые черви, а также доступ воды и воздуха.

 

Из книги "Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность"

свернуть

«В наших силах этот мир сберечь…»

"ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ"

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«ЧТО ДЛЯ ЧЕГО»

Дидактические задачи:

- уточнять и закреплять знания детей о предназначении домашних электроприборов способом соотнесения;

- расширять знания детей о простейших способах экономии в быту при пользовании электроприборами посредством вопросно- ответной формы беседы.

Игровые правила:

Называть электроприборы и знать их бытовое предназначение. Называть простейшие способы экономии света при пользовании каждым из названных электроприборов.

Игровые действия:

Поиск нужных предметов, комментарии по способам экономии.

Ход игры:

У педагога на столе приготовлены игрушки-электроприборы, применяемые в быту: стиральная машина, электропечь, утюг, холодильник, пылесос, фен, телевизор и др.

Приглашается по одному участнику к столу. Тот берёт какой-либо электроприбор и называет его. Остальные дети должны назвать кому что нужно для ведения домашнего хозяйства. Например, ребёнок показал утюг. Дети хором отвечают: «Он нужен для того, чтобы гладить бельё».

- Можем ли мы отказаться от утюга, чтобы беречь электричество? – спрашивает воспитатель у приглашённого к столу ребёнка.

- Нет, тогда мы будем ходить в мятой одежде и неопрятные.

- А как быть опрятным и беречь электричество? – продолжает разговор воспитатель.

- Не оставлять утюг включенным после окончания работы или, если приходиться прерваться.

Другие дети могут дополнить ответ.

Если есть несколько приборов для выполнения одного и того же действия, воспитатель предлагает их найти. Приглашенные к столу находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все имеющиеся электроприборы.

Закончить игру можно так: дети делятся на две группы; одна группа называет электроприборы, а другая – выполняемые ими функции. Выигрывает та группа, участники которой ни разу не ошиблись.

 

 

«РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»

Дидактические задачи:

- формировать понятие «тепло» способом различения предметов по функциональной значимости для человека;

- учить детей беречь тепло при обсуждении функциональности каждого предмета.

Игровые правила:

Собирать в корзинку предметы, сортируя их по вопросам «Что согревает человека?» и «Что сохраняет тепло?»: печь,шуба, камин, свитер, шарф, огонь, солнце, одеяло, батарея, шапка.

Игровые действия:

Поиск предметов ведут звенья, они соревнуются: кто быстрей наполнит корзинку и не ошибётся, тот и выиграет. Поиск начинается и заканчивается по сигналу ведущего.

Ход игры:

Игра начинается с краткой беседы педагога с детьми о том, человеку для жизни необходимо тепло и его нужно беречь. Педагог предлагает детям совершить рейд бережливых по классу, школе и проверить, как в школе бережётся тепло, заклеены ли окна, плотно закрыты двери и т.п.

Далее вернувшись в класс педагог сообщает о предметах, которые согревают человека вырабатывая тепло, и предметах, которые сохраняют тепло.

- Сейчас, ребята мы поиграем в игру «Не ошибись!» У нас будет два звена. Выберем считалочкой командиров. Каждому командиру дадим по корзинке: вот на этой корзинке наклеена печь, она вырабатывает тепло и согревает человека. Сюда надо будет найти и положить все предметы со стола, которые вырабатывают тепло и

согревают человека. А на этой корзинке наклеена шуба, она не вырабатывает тепло, а его сохраняет.

Считалочкой выбирают двух командиров. Они берут корзинку и вместе с членами своего звена (их должно быть поровну) после звука бубна идут собирать предметы. После второго удара в бубен все подходят к столу воспитателя, по очереди выкладывают предметы, пересчитывают их, проверяют, не было ли допущено ошибки, рассказывают о свойствах предметов и бережном к ним отношении.

В конце объявляется звено-победитель. Победителей приветствуют аплодисментами.

 

НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ 

«КТО ПОМОЖЕТ ЭЛЕКТРОТОКУ»

Дидактические задачи:

- уточнять и закреплять знания детей о предназначении домашних электроприборов способом соотнесения функций и изо­бражением предмета на картинке;

- воспитывать бережное отношение к электроприборам и электричеству.

Игровые правила:

Находить картинку по функциональному предназначению в помощь человеку.

Игровые действия:

Поиск нужных картинок по озвученному действию; рассказывание о простейших способах экономии электричества при пользовании тем или иным электроприбором. Соревнование – кто правиль­но найдёт картинку.

Ход игры:

Игра начинается с краткой беседы об электрических помощниках человеку, в ходе которой дети вспоминают о разных электроприборах. Затем педагог напоминает правила игры: у каждого ребёнка набор картинок. Педагог называет действие прибора, а дети находят картинку с электроприбором по заданному действию и показывают педагогу. Усложнение в этой игре заключается в том, что разбившись на пары, дети друг другу загадывают найти картинку по действию электроприбора.

Электроток все может, но кто ему поможет:

-  показать мультфильм (телевизор);

-  сварить кашу (электроплита);

-  вскипятить воду (электрокипятильник, электрочайник);

-  испечь пирог (микроволновая печь, электроплита);

-  высушить грибы (электроплита, электросушилка);

- взбить тесто (миксер);

-  заморозить фрукты, овощи, мясо, ягоды (холодильник);

-  сделать прическу (электроплойка) и т.д.

В конце игры педагог моделирует ситуацию, когда включи­ли все приборы сразу, не берегли электричество, и оно обиделось и отключилось. Школьники должны назвать, что они не смогут сделать без электричества. Делается совместный вывод о бережном отно­шении к электричеству и электроприборам.

 

«ПАРНЫЕ КАРТИНКИ»

Дидактические задачи:

- расширять знания детей об изменениях научно-технического прогресса путём подбора парных картинок с изображением предметов-помощников человеку в быту из разных исторических периодов;

- развивать у детей наблюдательность способом сравнения предметных картинок;

- активизировать словарь детей с помощью слов «похожие», «разные», «одинаковые», «старинные», «современные»;

- воспитывать бережное отношение к электричеству и элек­троприборам.

Игровые правила:

Отбирать картинки с изображением предметов с одинаковой функциональной значимостью для человека. Пояснить, как усовер­шенствовались предметы с течением времени. Выигрывает тот, кто не ошибётся.

Игровые действия:

Поиск парных картинок.

Ход игры:

Дети сидят за столом, на котором разложены картинки с изобра­жением старинных и современных предметов. Их много (18), все они разные, но среди них есть две одинаковой функциональности (старинный и современный предмет).

Старинные предметы - Современные электроприборы

Утюг - Электроутюг

Метла - Пылесос

Сковорода - Блинница

Самовар - Электрочайник

Ступка - Кофемолка

Бигуди - Плойка

Печь - Микроволновая печь

Свеча - Лампочка

Педагог просит кого-либо из ребят найти и назвать парные картинки и показать их всем играющим.

Игра проводится с небольшой группой детей так, чтобы все дети сидели с одной стороны стола и всем хорошо были видны картин­ки. Усложняя игру, можно предложить найти не одну, а несколько пар. Дети рассказывают о предметах, отмечают, чем они сходны, а чем отличаются, что изменилось, усовершенствовалось в пред­метах с течением времени, как облегчилась жизнь человека с при­менением электроприборов.

В конце игры вопросы для обсуждения:

1. Стало ли человеку легче трудиться с современными при­борами?

2. Если не беречь электричество, придётся ли вернуться к старинным приборам?

3. Усложнится ли тогда жизнь человека.

  

 

 

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

 

«ЗАМЁРЗЛИ - ПОГРЕЕМСЯ»

Дидактические задачи:

- развивать двигательную и речевую активность детей по­средством обучения соотнесения действий со словами стихотворения;

- расширять знания детей о строении человеческого тела и способах согревания с помощью физических упражнений.

Игровые правила:

Соотносить движения со словами стихотворения.

Игровые действия:

Во время прогулки на улице разучить стихотворение с движениями.

Ход игры:

Дети собрались в кружочек вокруг педагога. Педагог говорит:

- Дети, сегодня на прогулке мы научимся с вами согреваться с помощью физических упражнений. Какие части тела могут замёрзнуть на улице? Почему?

- На улицу в прохладное время года нужно тепло одеваться, чтобы тепло человеческого тела сохранялось. Но лицо и уши, руки, ноги могут всё равно мёрзнуть, если не двигаться.

- Движение для человека – это способ сохранить тепло собственного тела. И мы с вами сейчас разучим стихотворение с движениями «Замёрзли – погреемся» и будем рассказывать его и выполнять движения во время прогулок на улице.

Щёки замёрзли – потрём!

Уши замёрзли – пощиплем!

Руки замёрзли – похлопаем!

Ноги замёрзли — потопаем!

 

 

«НЕЛЬЗЯ, НАДО»

Дидактические задачи:

- закреплять знания детей о способах экономии и бережливости путём обсуждения ситуаций;

- развивать устойчивое внимание способом выбора правильных суждений и сопровождения соответствующих движений;

- развивать речевую активность посредством доказательства каждой ситуации.

Игровые правила:

Кто заметит правильное суждение – хлопает в ладоши и объясняет смысл суждения. Кто заметит неправильное суждение – топает ногами и объясняет суждение.

Игровые действия:

Дети выбирают правильные или неправильные суждения и вы­полняют в соответствии с правилами движения (хлопают в ладоши или топают ногами) и объясняют свой выбор.

Ход игры:

Педагог объясняет правила игры:

- Сейчас я буду вам о чём-то рассказывать. В моём рассказе вы должны заметить то, что делать нельзя или можно. Если так делать нельзя, вы топаете ногами, если нужно – хлопаете в ладоши. Кто-нибудь из вас объяснит всем подробнее свой выбор.

1. Нужно включать и трогать электроприборы мокрыми рука­ми.

2. Можно играть с включенными электроприборами.

3. Нужно, уходя, выключать электроприборы.

4. Можно садиться близко к включенному телевизору.

5. Марина с сестрёнкой Леной смотрели по телевизору клуб «Дисней». Когда закончились мультфильмы, девочки затеяли игру со своими любимыми куклами. Пусть телевизор работает дальше, он же им не мешает играть.

6. На день рождения к Андрею пришли друзья. Старшая се­стра время от времени заходила на кухню, где всё время горел свет, чтобы взять очередное угощение. Пусть горит свет всегда в кухне, нужно включить ещё и на коридоре.

При повторном проведении игры количество ситуаций и высказываний увеличивается.

 

«ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Дидактические задачи:

- учить объединять слова в единое понятие путём исключения слова, не относящемуся к этому понятию;

- развивать быстроту мыслительной деятельности;

- формировать понятийный аппарат детей для дальнейшего изучения вопросов экономии и бережливости.

Игровые правила:

Называть только одно слово, не соответствующее общему понятию. Если ребёнок не может справиться с заданием, он ударяет мячом об пол, ловит его и затем бросает назад ведущему.

Игровые действия: 

Бросание и ловля мяча.

Ход игры:

Педагог перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов электричество, водопровод, энергосбережение. Затем говорит:

- Дети, важное значение для каждого из нас приобрели правила экономии и бережливости. Об этом мы будем помнить сами и рассказывать своим друзьям и родителям. Для того, чтобы учить других быть экономными и бережливыми, мы должны хорошо разбираться в энергосберегающих понятиях. Игра «Четвёртый лишний» поможет нам запомнить слова, с помощью которых мы сможем с вами говорить об энергосбережении.

Костёр – спичка – электрическая лампа – сапог.

Ручей – водопроводный кран – озеро – река.

Стиральная машина – веник – холодильник – пылесос.

Умывание – купание – стирка белья – чихание.

Ток – электрическая лампа – керосиновая лампа – свеча.

Ответы: сапог, водопроводный кран, веник, чихание, ток.

Выигрывает тот, кто не ошибается.

 

«СКАЗОЧНИКИ»

Дидактические задачи:

- развивать связную речь детей путём сочинения сказки по опорным словам;

- воспитывать у детей осознанное отношение к экономии и бережливости в быту посредством фантазирования ситуаций по опорным словам.

Игровые правила:

Дети, получив задание на дом, сочиняют сказку. Во время игры каждый рассказывает свою версию.

Игровые действия:

Из предложенных ниже слов составить сказку.

Ход игры:

Дети садятся так, чтобы каждый ребёнок видел опорные слова. Педагог помогает детям прочитать все слова и вместе с детьми, под каждым словом, располагаются соответствующие картинки:

 

семья

газ

счетчик

Дед Мороз

хлопушки

 

экономия

свет

улыбка

тайна

ёлка

сосед-транжира

 

Дети получают задание на дом. Опорные слова выдаются роди­телям. На игре каждый ребёнок рассказывает свою сказку. По оконча­нию выбирают лучшую сказку, награждают победителей. Далее лучшую сказку можно инсценировать и показывать на утреннике, пригласив родителей.

 

«БУРИМЕ»

Дидактические задачи:

- учить сочинять стихотворения по заданным зарифмованным словам;

- воспитывать сознательное позитивное отношение к идее энергосбережения посредством ритмичной стихотворной формы выражения мыслей.

Используя рифму, из ниже предложенных слов составьте четве­ростишие

Игровые правила:

Кто составит рифму, получает фишку. В конце игры побеждает ребёнок, набравший больше всех фишек.

Игровые действия:

Использование фишек и зарифмованных опорных слов.

Ход игры:

Дети садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Педагог объясняет правила игры:

- Сейчас я прочту вам зарифмованные слова, и мы попробуем со­чинить из них четверостишье вместе.

Огонь – ладонь

Свет – совет

Далее озвучиваются слова и даётся время подумать. Желающие озвучивают получившееся стихотворение и получают фишку.

Фонарь — букварь

Тепло — светло

Вода – беда

Капля – цапля

Газ – погас

Свеча – горяча

Провод – повод

Ток – восток

Пожар – кошмар

Врач – грач

Холодильник – будильник

Стирка – дырка Беречь – стеречь Урок – звонок

В конце игры объявляется победитель. Лучшие стихотворения фиксируются педагогом и размещаются в уголок для родителей.

Усложняя задание, дети делятся на две группы. Одна группа сочиняет слова, другая – стихотворение. Далее можно играть в эту игру по парам самостоятельно и с родителями.

свернуть