Уголок природы в детском саду

Создание условий для ознакомления детей дошкольного возраста с природой в помещении учреждения дошкольного образования.

 

Создание уголков природы в учреждении дошкольного образования предусмотрено для решения следующих задач:

- организация деятельности детей

- умственное воспитание детей

- нравственное воспитание детей

- эстетическое воспитание детей

- трудовое воспитание детей.

Биологические требования предусматривают, что растения должны быть:

- неприхотливыми к уходу

- нетребовательны к условиям.

Требования при размещении растений в уголке природы:

- растения должны быть безопасными

- уголок природы организовывается в каждой группе

- уголок размещается в светлой части помещения

- объекты размещаются на низких столах, чтобы они не загораживали свет из окна

- к каждому объекту должен быть свободный подход для наблюдений и ухода

- при размещении объектов необходимо учитывать их биологические потребности

- соблюдение эстетики оформления уголка

- объекты должны быть доступны детям (при помощи педагога)

- подбор растений с учётом возрастных особенностей (с учётом особенностей восприятия детьми предметов)

- растения должны быть внешне привлекательными, чтобы притягивать и удерживать внимание детей, т.е. должны быть ярко, обильно и долго цветущими. Привлекать внимание детей могут и растения имеющие пестро окрашенные листья;

- растения должны иметь чётко выраженные основные части: стебель, листья;

- комнатные растения должны быть представлены несколькими видами и экземплярами (в зависимости от возраста)

- необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений

- учёт образовательных задач учебной программы.

Уголок природы у воспитанников младшей возрастной группы:

Дети должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).

Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной педагогом, обтирают влажной  тряпочкой крупные листья растений.

Примерный перечень растений: герань, бальзамин, гибискус, аукуба, колеус.

В течение года наблюдают за 4-5 растениями.

 

Уголок природы у воспитанников средней  группы:

Дети овладевают более сложными приёмами сравнения, учатся устанавливать различия и сходства предметов, обобщать предметы по признакам. Дети чётче различают особенности растений, знакомятся с условиями для их жизни.. ребёнок отмечает своеобразие внешнего вида растения, строение, способ питания.

Дети привлекаются к поддержанию растений в чистоте, правильном поливе, опрыскивание, обтирание кисточкой

Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, разный характер поверхности листьев.

Примерный перечень растений: (герань, бальзамин, гибискус, аукуба, колеус), + агава, бегония-рекс, аспарагус, душистая герань.

Одновременно в уголке природы может быть до 5-6 видов растений.

Уголок природы у воспитанников старшей ( 5-6 лет)  группы:

Основным содержанием наблюдений становится рост и развитие растений, их изменения по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании ( и особенности в разном количестве света и влаги). Детей знакомят не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения (стеблевыми черенками).

Уголок растений пополняется  растениями с разными потребностями растений в свете, влаге, тепле, с разнообразными листьями , цветками, стеблями (вьющимися, стелющимися).

Примерный перечень растений:

2-3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, зигокактус, эпифиллюм, примула, амаралис, кливия и др.

Одновременно в уголке природы может быть до 7-8 видов растений.

Паспорт комнатного растения 

Паспорт комнатного растения- это карточка с изображением растения и условных обозначений способов ухода за ним. Он размещается в цветочном горшке. Для всех растений уголка природы паспорта следует выполнять в едином стиле.

В пасторте растения для воспитанников указывается:

- схематическая модель полива (лейка)

- схематическая модель потребности в свете и тепле (солнце) 

- схематическая модель потребности в дыхании и питье, уходе (палочки рыхлители, тряпочки для удаления пыли).

В пасторе растения для педагогических работников указывается:

- научное и народное название растения

- родину растения  и условия, в которых растение живёт в природе (тропический лес, пустыня и т.п.)

- краткое описание растения

Экологически особенности: отношение к свету, влаге, способе ухода, способы размножения.

         Паспорта растений могут быть оформлены в виде альбома, тетради, папки.

 

Литература:

  1. Основы методик дошкольного образования. Краткий курс лекций: учеб. пособие /О.Н. Анципирович, Е.В. Горбатова, Д.Н. Дубинина [и др.] — Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2017. — 390 с.
  2. Рублевская, Е. А. Познание окружающего мира: растения (от 3 до 4 лет) : пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским/белорусским языком обучения / Е. А. Рублевская – Минск : АВЕРСЭВ, 2018. – 127 с.
  3. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. — Минск: НИО; Аверсэв, 2019.─ 480 с.ч