Педагогический опыт

Консультация для педагогов старших групп «Методика обучения грамоте»

Обучение грамоте - сложная аналитико-синтетическая деятельность, которая требует определенного уровня развития психических процессов и способности ребенка управлять ими.

При обучении грамоте язык, который ранее был только средством общения, впервые становится для ребенка объектом анализа. В этом существенное отличие задачи обучения грамоте от всех остальных задач развития речи ребенка дошкольного возраста.

Таким образом, главная цель подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте - введение его в языковую действительность, формирование у него элементарного осознания этой действительности, некоторых ее свойств.

Курс обучения грамоте в учреждении дошкольного образования включает подготовку детей среднего дошкольного возраста к овладению звуковым анализом (развитие фонематического слуха), обучение детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слова. Кроме того, дети знакомятся с основными языковыми понятиями. Они получают представления о слове как языковой единице, его слоговом строении, словесном ударении. Знания детей расширяются, когда они знакомятся со словесным составом предложения.

В средней группе дети начинают знакомиться со словом: его функцией обозначения предметов, явлений, их качеств, свойств, действий и т.д., со звуковой формой слова. Это помогает им дифференцировать слово и предмет, который этим словом обозначается. Значение языкового понятия "слово" показывается четырехлетним детям на различных примерах в процессе разговоров и бесед, во время выполнения упражнений и проведения дидактических игр ("Подскажи словечко" и др.).

В среднем дошкольном возрасте воспитанники знакомятся с таким языковым понятием, как звук. Дети узнают, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, звуки в словах произносятся в определенной последовательности, слова бывают длинные и короткие.

Педагог подводит детей к пониманию того, что слова звучат (жжжууук, зззввооонноок), потому, что в них есть звуки. Дети знакомятся с тем, что слова могут звучать по-разному (шкаф - стол) и похоже (шишка – мышка).

Уже в средней группе воспитанники получают начальное представление о том, что звуки в словах произносятся в определенной последовательности (сначала первый, потом второй и т.д.). Таким образом, четырехлетки получают элементарное представление о линейности языка. Далее дети знакомятся с тем, что слова бывают длинные и короткие.

Очень полезно "измерять" такие пары слов, как "слон" и "бабочка", "лев" и "муравей", дети убеждаются в независимости звучания названия предмета от самого предмета ("Слон большой, а название у него короткое, бабочка маленькая, а название - длинное").

Ознакомление детей четырех лет со звуком и с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и похоже, закладывает основу для развития фонематического слуха детей дошкольного возраста.

В старшей группе на занятиях по развитию речи и подготовки к обучению грамоте дети получают элементарные знания о слоговом строении слова: слова состоят из частей (слогов), количество слогов в словах разное, слоги идут друг за другом в определенном порядке, один слог в слове произносится громче, чем остальные, - это ударный слог.

Осознанию детей линейности слогового строения слова способствует дидактической игра "Живые слоги", в процессе которой дети принимают на себя роль разных слогов. Играя в "Живые слоги", дребята составляют различные слова, переставляя слоги (мыш-ка - ка-мыш), «читают» слова с ударением на разных слогах (за мок - замо к), что помогает им осознать словоразличительную роль ударения.

На занятиях по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе воспитанники получают элементарное представление о предложении, словесном составе предложения, его линейности: слова в предложении произносятся в определенной последовательности друг за другом. Дети учатся делить на слова предложения из двух-четырех слов без предлогов. Наглядно представить словесный состав предложения, его линейность помогает дидактическая игра "Живые слова”, которая имеет много вариантов.

Развитие фонематического слуха у детей – это, прежде всего, формирование у них умения интонационно выделять звук в слове, произносить слова с выделением заданного звука, называть звук изолированно. Интонационное выделение звука в слове - это особое произнесение слова, когда нужный звук произносится протяжней или громче остальных (мммак, рамма домм). Целенаправленное развитие фонематического слуха детей дошкольного возраста начинается в средней группе.

Задача введения детей в звуковую действительность решается в старшей группе.

Главной целью первой ступени формирования звукового анализа является обучение детей определению последовательности звуков в слове. Выделять последовательность звуков в слове нужно при помощи неоднократного произнесения одного и того же слова с поочередным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе, например, слова жук ребенок должен произнести его три раза: жжжук, жууук, жуК.

Реально представить анализируемое слово дает возможность картинка-схема звукового состава слова. На картинке-схеме помещен рисунок, слово-название которого ребенок должен проанализировать, и ряд клеточек под рисунком, количество которых соответствует количеству звуков в слове. Дети ведут указкой под схемой и в соответствии с ее движением произносят слово с последовательным интонационным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой. Рисунок помогает ребенку постоянно видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в этом слове. Модель слова, которая получается в результате звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность.

Дети узнают, что есть звуки, при произнесении которых воздух свободно проходит через полость рта, их можно спеть, громко крикнуть и сказать шепотом. Это гласные звуки. Основной критерий для различения гласных и согласных звуков – помеха или ее отсутствие при произнесении. Дети знакомятся и с твердыми и мягкими согласными звуками.

Поскольку воспитанники предварительно учились выделять ударный слог, познакомились со слогообразующей ролью гласного звука, то логичным продолжением этой работы является выделение гласного звука в ударном слоге. Ударение скрепляет слово в единое целое, поэтому правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами.

Одновременно дети дошкольного возраста учатся устанавливать словоразличительную функцию звуков. С этой целью они анализируют слова, которые различаются между собой одним звуком (мак и рак), в результате чего констатируют: "Стоит изменить в слове один звук, и меняется все слово". По мере того, как на занятиях вводятся сведения о твердости-мягкости согласных звуков, ударении, дети анализируют слова, которые отличаются именно этими звуками (угол - уголь, вазы - вязы, ири с - и рис). Работа над смыслоразличительной функцией звука происходит с использованием различного занимательного материала (потешек, загадок, метаграмм).

В русле подготовки к обучению грамоте осуществляется и подготовка руки ребенка к письму. У детей формируются начальные навыки письма: ознакомление с графическими формами и движениями, связанными с графикой; приобретение графического опыта.

Для старших детей вводятся специальные упражнения на развитие запястья руки и мелких мышц пальцев, координации движений руки, пальцев, глаз, предплечья, глазомера (умения определять центр, середину подчинять движения руки, глаза контролю сознания); пространственных представлений (слева, справа, внизу, над, под линиями, между линиями); плавности, точности и ритма движений; умения проводить в течение полминуты безотрывные линии карандашом на бумаге).

свернуть

Памятка для педагогов "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРА БЕЛОРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

Оснащение предметно-развивающей среды должно соответствовать определенным требованиям:

  • целесообразности размещения “экспонатов”,
  • научности и достоверности представленного материала;
  • возрастной адресности;
  • качеству и эстетической направленности;
  • воспитательной и развивающей направленности.

Содержание белорусских уголков (уголков по патриотическому воспитанию) должно соответствовать задачам, решаемым по данной теме в каждой возрастной группе.

Согласно содержанию «Учебной программы дошкольного образования» (образовательная область «Ребенок и общество»):

Во 2 младшей группе у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников учреждения дошкольного образования, о своей малой родине (городе, деревне), формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломы, льна, лозы).

Следовательно, в уголке должны быть:

  • Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город (деревня)»;
  • Генеалогическое или Родословные древа детей (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок);
  • Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;
  • Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
  • Предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, керамика: миски, вазы, изделия из соломы, льна, лозы, белорусские народные игрушки (свистульки));
  • Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
  • Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
  • Иллюстрированные альбомы с произведениями белорусского фольклора
  • Иллюстрированные книги о белорусских городах.

В средней группе  у воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о столице Беларуси – Минске, о своем городе, улице; о национальном флаге, гербе, гимне; о народных героях; белорусских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.

В уголке национальной символики должны быть: 

  • Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)
  • Портрет президента Республики Беларусь.

В белорусском уголке должны быть:

  • Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город», «Минск – столица Беларуси», "Моя Беларусь".
  • Родословные древа детей (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок, брат, сестра, тетя, дядя);
  • Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;
  • Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
  • Предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики-спорыши и другая традиционная белорусская посуда; изделия из соломы, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.; белорусские народные игрушки (свистульки);
  • Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;
  • Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
  • Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
  • Настольного-печатные игры «Мой город», «Моя улица».

В старшей группе формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как втором доме. Знакомят с достопримечательностями города, столицы, историей города; с географическим расположением Беларуси, с какими государствами она граничит. О столице нашей Родины; о флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями белорусских писателей и т.д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.

Поэтому в уголок  национальной символики размещается:

  • Государственная символика (флаг, герб, текст гимна);
  • Портрет президента Республики Беларусь;
  • Карта страны, глобус.

В белорусском уголке должны быть:

  • Куклы в национальных костюмах;
  • Альбомы с архитектурными памятниками Беларуси, заповедниками;
  • Альбомы: «Мой город», «Наши великие соотечественники» (Ф.Скорина, Е.Полоцкая, писателей, поэтов, художников и др.), «День Победы» и др.;
  • Предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики-спорыши и другая традиционная белорусская посуда; изделия из соломы, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.; белорусские народные игрушки (свистульки);
  • Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;
  • Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
  • Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
  • Различная познавательная и художественная литература;
  • Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город», «Минск – столица Беларуси»; макеты города, детского сада;
  • Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;
  • Родословные древа детей.

Подготовила: заместитель заведующего по основной деятельности Бутько А.В.

  1. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50
  2. Красюк, В.С. Сімвалы Беларуси : дапаможнік для педагогаў /В.С, Красюк. – Минск : Экоперспектива, 2017.
  3. Учебная программа дошкольного образования. // НМУ «Национальный институт образования», Министерство образования Республики Беларусь, 2012.
свернуть

Консультация «Организация игровой среды в контексте патриотического воспитания»

Понятие «среда» предполагает систему, включающую взаимосвязь предметного и личного характера. Через среду воспитанники адаптируются к социальной действительности.

Создание предметно-развивающей среды базируется на принципах, которые положены в основу содержания учебной программы дошкольного образования, так как содержание учебной программы «ориентировано на развитие способностей детей в различных видах деятельности и создание оптимальных условий для стимулирования и поддержки эмоционального, нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка, проявления самостоятельности, инициативности».

Моделирование предметно-пространственной среды должно быть основано на психолого-педагогических, санитарно-гигиенических, физиологических, эстетических данных. Национальная направленность среды поможет детям осознать себя частью белорусского народа.

Подход к созданию в группах «национальных», «патриотических», «этнокультурных» и других уголков национальной направленности внесёт хаотичность и беспорядочность в детскую игровую среду. Подбор великого множества альбомов, иллюстраций, фото о прошлом и настоящем нашей Родины, всевозможных объектов декоративно-прикладного искусства, дидактических и настольно-печатных игр (например, серии «Твоя столица»), государственной символики и др., не подчёркивает национального характера предметно-развивающей среды группы. Вышеперечисленный материал обязательно должен иметь место в предметно-развивающей среде группы, но должен быть рассредоточен по разным уголкам.

Например, настольно-печатные игры о природе Беларуси могут находиться в уголке природы или центре познавательной практической деятельности. Портреты известных людей Беларуси (писатели, космонавты, герои ВОВ и др.) займут почётное место в книжном уголке. Альбомы по декоративно-прикладному искусству, произведения живописи лучше разместить в уголке изобразительного творчества. А сами изделия декоративно-прикладного искусства будут рассредоточены в разных местах группы как элементы дизайна национальной направленности.

Если говорить о предметно-игровой среде как развивающей, то в первую очередь необходимо обеспечить постоянную смену материала в группе в соответствии с темами недели, сезонами, яркими событиями в РБ, народными и государственными праздниками.

В средних и старших группах в соответствии с рекомендациями к 2013/2014 учебному году должны иметь место в группах «уголки государственной символики». Их назначение – помочь в формировании системы воспитания уважения и гордости за государственные символы Республики Беларусь.

Хорошим дополнением уголка государственной символики будет карта РБ (в старшей группе) и элементы декора уголка (букет из колосьев пшеницы и васильков, коробочек льна, рушник с национальным узором и др.).

Впервые уголок создаётся в средней группе с участием детей при прохождении темы «Государственные символы Республики Беларусь». Сам уголок размещается на самом почётном месте в группе.

Оснащение предметно-развивающей среды должно соответствовать определенным требованиям:

  1. целесообразности размещения “экспонатов”,
  2. научности и достоверности представленного материала;
  3. возрастной адресности;
  4. качеству и эстетической направленности;
  5. воспитательной и развивающей направленности.

Разнообразить содержание предметно-развивающей среды разных возрастных групп можно с помощью следующих «экспонатов».

Младший возраст (4-й год жизни):

  • генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребёнок);
  • альбомы: “Моя семья”, “Мой город Лида”, “Наш детский сад”;
  • художественная литература с иллюстрациями: стихи о родном городе, потешки, скороговорки, сказки;
  • книжки-раскраски: “Моя улица”, “Мой дом”, “Мой детский сад”;
  • кукла в белорусском костюме.

Средний возраст (5-й год жизни):

  • генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребёнок, брат, сестра, тётя, дядя);
  • альбомы: “Моя семья”, “Мой город Лида”, “Наш детский сад”, «Моя Беларусь»;
  • иллюстрированные книги с произведениями народного искусства, белорусских авторов:
  • белорусские игрушки;
  • настольно-печатные игры: «Мой город», «Моя улица»;
  • образцы белорусской посуды, одежды;
  • куклы в белорусских костюмах.

Старший возраст (6-7-й годы жизни):

  • альбомы и наборы открыток: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” (образование, культура, спорт, медицина, промышленность), “Наша область”, “Беларусь” (города, костюмы, национальная кухня);
  • предметы искусства (изделия народных умельцев, декоративно-прикладного искусства, народные игрушки);
  • предметы одежды и быта, геральдика Беларуси;
  • книги белорусских авторов, иллюстрации к произведениям, портреты белорусских писателей, Красная книга РБ;
  • флаг, герб Беларуси;
  • макет «Мой город», план “Детский сад”;
  • презентации о городе Лида, о природе Беларуси, о достопримечательностях республики Беларусь;
  • куклы в национальных;
  • макет белорусской избы;
  • карты Беларуси, города Лида;
  • портреты знаменитых людей Беларуси;
  • дидактические игры: «Беларуская лялька», «Беларускія казкі».

Источники:

  1. Красюк, В.С. Сімвалы Беларусі : дапаможнік для педагогау /В.С, Красюк. – Минск : Экоперспектива, 2017.
  2. Учебная программа дошкольного образования. // НМУ «Национальный институт образования», Министерство образования Республики Беларусь, 2019.
свернуть

Консультация для педагогов: «Методика ознакомления дошкольников с художественной литературой»

Основными методами ознакомления с художественной литературой являются следующие:

  1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
  2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
  3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
  4. Заучивание наизусть, выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Типы занятий художественного чтения и рассказывания.

  1. Чтение или рассказывание одного произведения.
  2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.
  3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

 чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

  1. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);

кукольный и теневой театр, фланелеграф;

диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

  1. Чтение как часть занятия по развитию речи:

оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);

чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

Подготовка к занятию включает следующие моменты:

обоснованный выбор произведения в соответствии с рекомендуемыми произведениями художественной литературы учебной программы дошкольного образования (художественный уровень и воспитательное значение), с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;

определение программных задач;

подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).

С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.

Далее идет работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции.

В предварительную работу входит и подготовка детей. Прежде всего подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.

Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница – комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.

Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части. В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, четкой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.

Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения. В такую беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении.

Вопросы можно условно классифицировать так: позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям («Кто вам больше понравился? Почему? Нравится герой или нет?»); направленные на выявление основного смысла произведения, его проблему. Например, после чтения сказки

В конце занятия возможны повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип – показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста.

Одним из приемов, углубляющих понимание содержания и выразительных средств, является повторное чтение. Небольшие по объему произведения повторяются сразу после первичного чтения, большие требуют какого-то времени для осмысления. Далее возможно чтение только отдельных, наиболее значимых частей. Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени (2 – 3 недели). Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще.

Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по много раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в литературные утренники и развлечения.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.

Источник: Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений

свернуть

"Конструирование как средство развития конструктивных и творческих способностей детей дошкольного возраста"

Конструировать дети начинают еще в раннем детстве, играя с цветными пирамидками и кубиками.

Выделяют два вида конструирования - техническое (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, крупногабаритных модульных блоков) и художественное (из бумаги, картона и природного материала).

При техническом конструировании, дети в основном отображают реальные объекты, придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, мультфильмов. При этом моделируются структурные и функциональные признаки. Конструирование тесно связано с игровой деятельностью (дети сооружают постройки, неоднократно перестраивают их во время игры). При художественном конструировании, дети, создают образы, отображают их структуру, выражают своё отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.

Ролевые игры, в которые включаются элементы конструирования, способствуют развитию сюжета. Полноценное конструирование влияет на сам процесс (отбирается материал, обдумываются способы, планируется и контролируется деятельность.) В раннем возрасте конструирование слито с игрой, в младшем игра уже побудитель к конструированию. Конструктивная деятельность способствует развитию познавательных способностей, которые проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей является тяга к умственным усилиям. Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.

Дети знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорные эталоны, закрепляют конструктивные навыки, учатся ориентироваться в пространстве. Кроме этого развивается мелкая моторика, совершенствуется координация движений пальцев и кистей. Конструирование также развивает психические процессы – память, мышление, воображение, внимание и восприятие. Нельзя пропустить и воспитательные моменты. Совместная работа сближает детей, дисциплинирует, появляются общие интересы. Конструирование стимулирует развитие восприятия. Для того, чтобы правильно выполнить постройку или поделку, нужно тщательно рассмотреть предложенный образец, понять из какого материала он выполнен, сделать соответствующие выводы. Не всегда этот образец можно потрогать. Наряду с развитием восприятия в старшем дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания. При изготовлении постройки-поделки необходимо очень внимательно следить за объяснением воспитателя, а потом также внимательно выполнять действия, чтобы получилась хорошая работа. Игровые занятия способствует развитию произвольного внимания. В первый момент детей увлекает будущая деятельность, им очень хочется сделать то, что предлагает воспитатель. Но позже нужно приложить немало усилий для достижения конечного результата. Здесь необходимо относится к работе с повышенным вниманием.

Особое место в конструирование занимает техника «Оригами». При изготовлении этих игрушек, даже самых простых, нужна точность и острый глазомер. А когда все складывается, то сразу виден результат. Для детей это очень важный момент. Для лучшего результата можно использовать различные планы, схемы, карты, алгоритмы. Старшие дошкольники с удовольствием изучают такие инструкции, очень часто бывает так, что понимают их лучше некоторых взрослых.

Благодаря конструированию у детей пополняется словарный запас, развивается речь, воображение, а так же художественно-творческие способности. Творческие способности – это такие психические свойства и качества личности, которые необходимы для успешного овладения различными видами художественной деятельности и развития творчества ребенка. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов. Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях.

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

Совместные коллективные постройки, поделки способствуют развитию первоначальных навыков работы в коллективе. Формируется умение предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.); работать дружно, не мешая друг другу.

Становясь старше, дети уже более осознанно собирают свои постройки по замыслу или по схеме. Они строят домики для любимых игрушек из крупного конструктора или цветных кубиков, при этом сами не осознавая, начинают развивать сенсорику, исследуют окружающие предметы по цвету, форме, величине, динамическим качествам.

Строительные игры формируют потребность в общении, которое требует собственной активации речи. Не стоит забывать, что любую постройку можно и нужно обыгрывать в различного вида играх.

Выбор материала для конструирования очень велик и разнообразен, для каждого возраста различные строительные наборы, магнитный конструктор, деревянные, пластмассовые или крупногабаритные мягкие модули для детей младшего возраста.

Очень важная роль в процессе конструирования отводится взрослому, для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами.

  1. Показ и пояснение приемов изготовления конструкции или игрушки.
  2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.
  3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. Например, в постройке - как добиться устойчивой конструкции; в бумажном конструировании - как склеивать стороны закрытого куба или бруска; в работе с конструктором - как крепить колеса на осях с помощью гайки; в работе с природным материалом - из какого материала лучше сделать отдельные части, в каких случаях лучше применить для скрепления пластилин, клей, как пользоваться шилом и т. д.
  4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции (выяснение, какие способы действий дети усвоили, какими нужно еще овладеть).

Игровые занятия художественно-конструктивной деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, художественно-конструктивная деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включение в педагогический процесс занятий художественно-творческой направленности.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Практика показала: с помощью традиционных форм работы нельзя решить в полной мере эту проблему –  проблему развития творческой личности. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и способности, т. е. нужно искать новые формы работы с детьми и родителями, развивать потребность в творческой деятельности.

Конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.

свернуть
Меню раздела